Автомобили-ракеты

Теперь каждый может увидеть легендарный RAK 2 в музее автомобильной марки Opel в Германии
Теперь каждый может увидеть легендарный RAK 2 в музее автомобильной марки Opel в Германии
Теперь каждый может увидеть легендарный RAK 2 в музее автомобильной марки Opel в Германии
Opel RAK 2 стал первым успешным гоночным автомобилем с реактивным двигателем, 23 мая 1928 года
Opel RAK 2 стал первым успешным гоночным автомобилем с реактивным двигателем, 23 мая 1928 года
RAK 2. Мощность 24 твердотопливных ракет, наполненных 120 кг взрывчатых веществ
RAK 2. Мощность 24 твердотопливных ракет, наполненных 120 кг взрывчатых веществ
Wingfoot Express внешне напоминает истребитель, только без крыльев, середина 60-х
Wingfoot Express внешне напоминает истребитель, только без крыльев, середина 60-х
В движение Wingfoot Express приводили 15  ракет, а мощность двигателя достигала 28 тыс. л. с.
В движение Wingfoot Express приводили 15 ракет, а мощность двигателя достигала 28 тыс. л. с.
Spirit of America. Крейг Бридлоу возвратился, преодолев поставленный самому себе барьер в 600 миль/ч (965 км/ч), ноябрь 1965 года
Spirit of America. Крейг Бридлоу возвратился, преодолев поставленный самому себе барьер в 600 миль/ч (965 км/ч), ноябрь 1965 года
Blue Flame – первый реактивный автомобиль на жидком топливе, 1970 год
Blue Flame – первый реактивный автомобиль на жидком топливе, 1970 год
Budweiser стал первым автомобилем со сплошными алюминиевыми колесами
Budweiser стал первым автомобилем со сплошными алюминиевыми колесами
Thrust II SSC стал первым реактивным автомобилем, преодолевшим звуковой барьер, 15 октября 1997 года
Thrust II SSC стал первым реактивным автомобилем, преодолевшим звуковой барьер, 15 октября 1997 года
Быстрее всех четверть мили проехала Китти О'Нейл на реактивном "The Conklin Comet". Ее рекорд – 3, 235 с, 1977 год
Быстрее всех четверть мили проехала Китти О'Нейл на реактивном "The Conklin Comet". Ее рекорд – 3, 235 с, 1977 год

23 мая 2008 года исполнилось 80 лет с того дня, когда первый автомобиль с реактивным двигателем установил рекорд скорости для сухопутных транспортных средств – 283 км/ч

Мечты сбываются

Все началось с мечты Макса Валира, астронома, летчика-испытателя и талантливого конструктора, который в 1927 году обратился к Фрицу фон Опелю с просьбой поддержать исследования по разработке автомобильного реактивного двигателя. Фон Опель, который был не только гонщиком, но и пилотом, сразу оценил потенциал предложенной ему ракетной технологии. В первую очередь, видя в ней рекламную ценность для своей семейной компании. На фабрике компании Opel в немецком городе Руссельсхайм вскоре начались исследования. На специально построенном испытательном стенде измерялось осевое давление различных типов ракет. В результате были выбраны твердотопливные ракеты инженер Зандера, который к тому времени завоевал себе хорошую репутацию, поставляя ракеты для морских спасательных операций.
11 апреля 1928 года компания Opel на собственной трассе в Руссельсхайме (кстати, первой постоянной гоночной испытательной трассе в Германии) представила публике автомобиль RAK 1 с реактивным двигателем, в котором было использовано 12 твердотопливных ракет. Всего за 8 секунд RAK 1 достиг скорости 100 км/ч, после чего стал двигаться накатом и остановился.
Это испытание в газетных сообщениях назвали новым технологическим триумфом. Появились полные энтузиазма мечты о быстрых и безопасных трансатлантических перелетах из Европы в Америку. Оптимисты даже заговорили о постройке первого космического корабля.

Поскольку гоночный трек компании Opel не проектировался для скоростей более 140 км/ч, все последующие испытания были перенесены на скоростную трассу AVUS в Берлине. Поприсутствовать на испытаниях следующего автомобиля-ракеты от Opel под названием RAK 2 были приглашены 3 тыс. гостей. Все они смотрели на автомобиль с нескрываемым страхом: тонкий черный сигарообразный кузов, установленный на шасси от Opel 10/40 PS. Кроме того, к кузову были приделаны два крыла, чтобы скомпенсировать отрицательную подъемную силу и предотвратить незапланированный взлет автомобиля. Мощность 24 твердотопливных ракет, наполненных 120 кг взрывчатых веществ, предполагала развить скорость более 200 км/ч. Но никто не знал, как быстро это случится и что случится вообще.

При старте RAK 2, грохот буквально потряс все окрестности. В голове 29-летнего пилота Фрица фон Опеля замелькали сомнения и тревожные мысли. Вот как он описывает свои ощущения: "Я перестал думать. Я руководствовался только инстинктом и прислушивался к не поддающимся контролю силам, бушующим позади меня". Огромная скорость заставила к концу испытания подняться хвост автомобиля, покольку антикрылья не поворачивались и по достижении скорости свыше 210 км/ч перестали выполнять свою функ-цию. Только молниеносная реакция опытного пилота удержали Opel RAK 2 на земле, предотвратив катастрофу. Поэтому присутствовавшим на трибуне зрителям рекордный трехминутный заезд запомнился длинным следом выхлопных газов, состоящих из огня и дыма. Так, 23 мая 1928 года Фриц фон Опель (внук основателя компании Opel Адама Опеля), установил рекорд скорости в 238 км/ч.

Его авторакета стала сенсацией и вошла в историю как первый успешный гоночный автомобиль с реактивным двигателем. Сам Фриц фон Опель получил прозвище "Ракета Фриц". RAK 2 намного опередил свое время и, вполне вероятно, что идеи инженеров Opel спустя 55 лет успешно использовались создателями сверхзвукового наземного болида Thrust II (США). Через месяц, в июне 1928 года, команда устанавливает рекорд скорости уже при испытании беспилотного ракетомобиля Opel RAK 3. Несколько недель спустя, в попытке улучшить рекорд, автомобиль-ракета RAK 4 был разрушен сильнейшим взрывом и сгорел. Тогда решено было установить реактивный двигатель на мотоцикл, но подобные разработки были остановлены властями как слишком опасные.

Фриц фон Опель на этом не остановился. Он перенес свои идеи из автомобилестроения в авиацию. В сентябре 1929 года внук Адама Опеля пилотировал первый самолет с ракетным двигателем. Аэроплан удалось поднять на 25 м от земли и в течение приблизительно 80 секунд лететь со скоростью 150 км/ч. В статье газеты "Нью-Йорк Таймс" от 24 декабря 1929 года говорится, что глава автомобильной компании Opel по прибытии в США заявил репортерам: "Я надеюсь увидеть, как бизнесмены пересекают Атлантику в аэроплане-ракете".

Американский период

В архивах нет данных о работе над автомобилями с реактивными двигателями в промежутке 1930-х и 1965 гг. Возможно, какие-то разработки и велись, но успешными они не стали. Иначе информация о них просочилась бы в прессу.
Ситуация изменилась в середине 1960-х гг., когда американец Уолт Арфонс сконструировал Wingfoot Express. Этот болид имел необычный аэродинамический дизайн кузова – внешне ракетомобиль Арфонса напоминал истребитель с отрезанными крыльями. Долгие годы он был прототипом для реактивных рекордных автомобилей. В движение Wingfoot Express приводили 15 твердотопливных ракет-ускорителей, используемых в ВВС для ускорения взлета субзвуковых высотных бомбардировщиков В-47 Stratojet (1951-1977). Пакетно-реактивный двигатель имел тягу 20 337 Н·м и суммарную мощность около 28 000 л. с. И это при снаряженной массе автомобиля в 1270 кг!

Во время первых испытаний Wingfoot Express показал среднюю скорость 397,5 км/ч. Максимальная скорость составила 653 км/ч. Однако Уолт Арфонс планировал установить рекорд, перешагнув через звуковой барьер. Для достижения своей мечты он добавил еще десять ракет, причем их зажигание производилось поэтапно. Несмотря на дополнительную тягу Арфонсу не удалось преодолеть скорость звука. Во время второй попытки получилось разогнаться до 820 км/ч. Через несколько лет, в ноябре 1965 года, Арфонс еще раз стал рекордсменом. На новом реактивном автомобиле Green Monster ("Зеленый монстр") он достиг скорости 926,9 км/ч.

Все это время шла упорная борьба между американцами Уолтом Арфонсом и Крэйгом Бридлоу, который создал и пилотировал реактивный автомобиль под названием Spirit of America ("Дух Америки"). Через три дня после рекорда Арфонса, Крэйг Бридлоу привел свой реактивный "Дух Америки" к победе, проехав зачетную дистанцию с максимальной скоростью 965,608 км/ч. Несмотря на многочисленные аварии Бридлоу вернулся в мир суперскоростей и торжествовал победу, преодолев поставленный самому себе барьер в 600 миль/ч (965 км/ч).
В 1970 году американский пилот хорватского происхождения Гарри Габелич совместно с инженерами Института Газовых Технологий сконструировал первый реактивный автомобиль на жидком топливе Blue Flame ("Голубое Пламя"). Двигатель Blue Flame питался смесью сжиженного природного газа и перекиси водорода (Hydrogen Peroxide) – крайне взрывоопасная комбинация! Он развивал тягу 29 830 Н·м уже через 20 с после запуска. С полной загрузкой газовый болид весил 6600 кг, зато и скорость он развивал солидную – 1009 км/ч. Такая большая снаряженная массса, особенно по сравнению с Wingfoot Express, может показаться странной. Однако конструкция Blue Flame была продумана значительно лучше, что и дало соответсвующий результат. "Голубое пламя" стал первым автомобилем, превысившим скорость 1000 км/ч.

Следующим американцем-рекордсменом, занявшимся автомобилями-ракетами стал Холл Нидман, знаменитый драг-рейсер и голливудский каскадер. Двигатель его реактивного Budweiser "питался" смесью перекиси водорода и полибутидиана. С полной нагрузкой "пивной болид" (Budweiser – марка американского пива) весил 5300 кг. За 20 с двигатель развивал тягу 31 860 Н·м.
17 декабря 1979 года Budweiser установил новый рекорд скорости в 1189,31 км/ч. Специалисты, присутствующие при заезде, утверждают, что автомобиль преодолел звуковой барьер, но это только их мнение. Официально этот факт зафиксирован не был. Ракетный Budweiser стал первым автомобилем, в котором использовались сплошные алюминиевые колеса вместо обычных, с резиновыми покрышками. Множество автомобилей-ракет было создано на бумаге после 1979 года. К сожалению, большую часть этих проектов так и не удалось воплотить в жизнь, так как большие затраты сделали разработки сверхзвуковых автомобилей нежизнеспособными в финансовом отношении. То, что не удалось американцам, сумели сделать англичане.

Быстрее звука

В течение 19 лет американцы доминировали на поприще рекордных скоростей среди реактивных автомобилей. Но вскоре первенство вернули себе британцы, которые в довоенный период безоговорочно лидировали в гонке сверхскоростей.
Англичанин Сэмми Миллер был легендарной личностью среди конструкторов реактивных автомобилей в 1980-90 гг. Он построил болид Slammin, быстро разгонявшийся благодаря топливу на основе пероксидов (химических соединений с двумя атомами кислорода типа перекиси водорода H2O2 или пероксида натрия Na2O2). Два смешных автомобиля под названием Vanishing Point ("Исчезающая точка") были названы в Великобритании самыми быстрыми за всю историю. Говорят, что их скорость составляла около 611,5-643,7 км/ч, но достоверно узнать так ли это было, не удается. Тем не менее подвиги Сэмми Миллера оставили свой след в воображении британских болельщиков. А после своей смерти (не в реактивном автомобиле) Миллер стал гоночной легендой.

15 октября 1997 года англичанин Энди Грин, летчик-истребитель RAF, на автомобиле Thrust II SSC, сконструированном Ричардом Ноблом, совершил невероятное. Ему удалось преодолеть звуковой барьер. Скорость звука оценивается приблизительно в 740 миль/ч (около 1191 км/ч), но это значение может меняться в зависимости от температуры воздуха и рельефа местности. Для проведения испытаний была выбрана дорога длиной в 21 км, проходящая по дну высохшего озера в американском штате Невада. Автомобиль приводился в движение двумя реактивными двигателями "Роллс-Ройс" суммароной мощностью около 110 тыс. л. с. Средняя скорость Thrust II SSC по двум заездам составила 1226,522 км/ч. Максимальная скорость, которую смог развить Энди Грин, – 1229,78 км/ч. До сих пор этот рекорд скорости для наземного реактивного транспортного средства остается непревзойденным. Но есть надежда, что так будет не вечно.

Быстрее "Траста"

Кто же возглавит следующую команду, которая рискнет сразиться за звание "Королей скорости". Наиболее вероятным претендентом на это звание мог бы стать Стив Фоссет – покоритель трех стихий. На счету 63-летнего (!) Стивена Фоссета, американского мультимиллионера и искателя приключений, 116 рекордов. Из них 60 остаются непревзойденными. Свои рекорды Фоссет установливал на воздушных шарах, самолетах, планерах и на дирижаблях. В прошлом году он намерился покорить реактивный автомобиль. С этой целью Фоссет приобрел у Крейга Бридлоу легендарный болид Spirit of America. Однако 3 сентября 2007 года мультимиллионер и мультирекордсмен исчез, выполняя полет на одномоторном частном самолете над штатом Невада (США). До сих пор не найдены ни обломки самолета, ни останки рекордсмена-миллионера. Эксперты считают, что Стив Фоссет разбился в "Долине смерти", где в июле-августе среднесуточная температура достигает 46С°.

Как бы там ни было, у конструкторов реактивных болидов есть очередной ориентир – 1500 км/ч. Вполне вероятно, что скоро появятся и новые спонсоры. Запрет рекламы сигарет и спиртных напитков по обе стороны Атлантики вынуждает табачные компании и производителей алкоголя искать новые "билборды". Сверхскоростной болид, о котором узнают во всем мире, неплохое место для размещения логотипа, не правда ли? Любимую стритрейсерами дистанцию в четверть мили (402 м) быстрее всех проехала (скорее даже пролетела) представительница прекрасного пола Китти О'Нейл на реактивном автомобиле The Conklin Comet. "Комета" была сконструированном Каем Майклсоном. Случилось это в Калифорнии в 1977 году. Четверть мили Китти преодолела за 3,235 с, разогнав при этом свой болид до 663 км/ч.