Автомобильные авантюры голландцев

Donkervoort D8 2001 года выпуска
Donkervoort D8 2001 года выпуска
Donkervoort D8 2001 года выпуска
Spyker D12 Peking-to-Paris сплошная роскошь
Spyker D12 Peking-to-Paris сплошная роскошь
Spyker 60HP. Автомобиль впервые в мире был оснащен шестицилиндровым мотором, полным приводом и тормозами на всех колесах
Spyker 60HP. Автомобиль впервые в мире был оснащен шестицилиндровым мотором, полным приводом и тормозами на всех колесах
С 1905 года отличительной чертой всех "спикеров" стал овальный радиатор
С 1905 года отличительной чертой всех "спикеров" стал овальный радиатор
В римейке нашумевшего фильма "Основной инстинкт", где сыграла Шерон Стоун, одну из "главных ролей" исполняет машина Spyker C8 Laviolette
В римейке нашумевшего фильма "Основной инстинкт", где сыграла Шерон Стоун, одну из "главных ролей" исполняет машина Spyker C8 Laviolette
После войны на Spyker выпускали представительский автомобиль С-4
После войны на Spyker выпускали представительский автомобиль С-4
Выпуск легковых автомобилей на DAF стартовал в 1958 году с модели DAF-600
Выпуск легковых автомобилей на DAF стартовал в 1958 году с модели DAF-600
С 1968 года выпускался DAF-55 с 4-цилиндровым мотором от Renault
С 1968 года выпускался DAF-55 с 4-цилиндровым мотором от Renault
Автомобиль для ралли-рейда "Париж - Дакар" – Turbo Twin II (4х4). Машина оснащена двумя моторами – спереди и сзади, по 495 л. с.
Автомобиль для ралли-рейда "Париж - Дакар" – Turbo Twin II (4х4). Машина оснащена двумя моторами – спереди и сзади, по 495 л. с.
Знаменитый седельный тягач DAF-95, ставший на долгие годы флагманом марки
Знаменитый седельный тягач DAF-95, ставший на долгие годы флагманом марки

С чем у вас ассоциируется Голландия?  С тюльпанами, велосипедами, польдерами*, эвтаназией**, однополыми браками, и прочими социальными вольностями.  И лишь потом знающийся на автомобилях человек назовет марку DAF, а совсем изощренные автолюбители могут вспомнить Spyker.
 

А существует ли на самом деле современный голландский автопром и на чем он держится? Наиболее известных местных автокомпаний всего три – Donkervoort, Spyker и DAF. Впрочем, не так уж это и мало для небольшой страны.
 

Donkervoort компания молодая – образованная в 1979 году. Сами автомобили Donkervoort не отличаются комфортом: салон узкий, сиденья расположены низко, на некоторых экземплярах тент устанавливается вручную. Однако спортивность и эксклюзивность главные козыри марки, которыми она и завлекает обеспеченных любителей скорости. Самым значимым автомобилем в модельном ряду считается Donkervoort D8 GT. Он создан на базе Audi RS, но имеет складывающуюся жесткую крышу. 1,8-литровый четырехцилиндровый мотор, мощность которого колеблется в пределах 180–270 л. с., тоже позаимствован у Audi. Он позволяет D8 до "сотни" разгоняться за 4 с. Максимальная же скорость ограничена 250 км/ч. В любой части света машины можно заказать только через дилеров Audi.
 

Donkervoort никак нельзя отнести к лидерам голландской автопромышленности – десяток-другой машин в год не результат. Зато полный эксклюзив.
Куда солиднее история Spyker. История нидерландского автопрома – это  по-сути история Spyker во всех ее проявлениях.
 

Производство начиналось с экипажей. Феноменально надежных, между прочим. Некоторые из них благополучно дожили до наших дней, причем не только дожили, но покорно служат, как например, карета, на которой передвигается королева Дании. Тем не менее научно-технический прогресс заставил переориентироваться на выпуск автомобилей. Братья Якобус и Хендрик Спейкеры сотворили первый голландский автомобиль в 1902 году, а спустя год представили крайне прогрессивную 60-сильную гоночную модель Spyker 60 HP/4 AWD. Машина считалась последним словом техники и практически все  в ней, от шасси до радиатора, было инновационным. Но самые революционные новшества сводились к следующим:  во-первых, она стала первой в истории автомобилестроения машиной с 6 цилиндрами, во-вторых, это был первый автомобиль с полным приводом, в-третьих, тормозные колодки были установлены на всех четырех колесах.
 

Уже в первые годы своего существования Spyker завоевали статус автомобилей с авангардными формами. Чего стоил только радиатор в форме овала. Однако машины все-таки тускнели перед германскими и французскими аналогами и, не успев толком возникнуть, Spyker в 1906 году оказалась на грани краха. Ради повышения имиджа марки братья решили поучаствовать в автопробеге Париж – Пекин. Автомобиль пришел в этом нелегком испытании вторым. Казалось бы, успех. Но если учесть, что участников всего было пять, а отрыв лидера от Spyker составил целых двадцать дней, то призовое место как-то блекнет. Помимо того, во время гонки автомобиль постоянно ломался, что подкосило и без того шаткую репутацию. В общем, автопробег не то что не спас ситуацию, а, наоборот, только приблизил крах марки. 1 апреля 1908 года фирма объявила о своем банкротстве. Однако волей судьбы через пару месяцев дела наладились. Судьбоносным стал легкий 2-цилиндровый Spyker 7РК. Автомобиль был презентован буквально в последний месяц своего существования. 7РК обрел успех, причем такой, что позволил всей фирме воскреснуть.
 

В последующие 17 лет своего существования Spyker неоднократно поражала мир необычными техническими новинками, пока не была "растоптана" более сильными конкурентами в 20-х годах.
 

Возрождение фирмы Spyker началось  в 2000 году, когда было показано спортивное купе Spyker C8 Spyder. Поднимать  на ноги Spyker решила целая группа  инвесторов, среди которых значатся и очень богатые арабские шейхи (говорят, что именно они настояли на том, чтобы Spyker пришел в мир "Формулы-1").  C8 Spyder построен по хрестоматийным понятиям для спорткаров – алюминиевая рама, двухместный салон, кузовные панели также из алюминия, двигатель с алюминиевым блоком – 4,2-литровый 405-сильный V8 от Audi. Он легко разгоняет 1050-килограммовый родстер до обязательных для суперкаров 300 км/ч, причем первая "сотня" преодолевается менее чем за 4,5 с. Отчаявшись вписать в облик C8 характерные для старых Spyker овальный радиатор и каретные пропорции, автомобиль сделали в авиационном стиле, как дань авиационному прошлому фирмы.
 

В феврале 2001 года на Амстердамском автосалоне дебютировало купе  C8 Laviolette с дверьми гильотинного типа, созданное на базе Spyder. А через полгода во Франкфурте показали гоночный 620-сильный Spyker C8 Double 12.
C8 Spyder, Laviolette и Double 12 в сущности одна и та же машина с различиями в нюансах.
 

А в 2006 году на автосалоне в Женеве состоялась премьера автомобиля Spyker D12 Peking-to-Paris. Он заявлен как SSUV (Super Sport-Utility Vehicle). Идея создания вседорожника, сопоставимого по роскоши с Rolls-Royce и по динамике с Ferrari, принадлежит все тем же арабским мультимиллионерам. Модель D12 претендует на первенство в открываемой ею нише эксклюзивных кроссоверов. Хотя, если разобраться, нового в SSUV не так уж много. Базой для кроссовера послужил Audi Q7. У него заимствованы шасси и частично трансмиссия. Под капотом V-образный 12-цилиндровый 6-литровый двигатель  Audi/VW максимальной мощностью  в 500 л. с. При весе в 1885 кг Peking- to-Paris разгоняется до "сотни" всего  за 5 с, а его заявленная максимальная скорость составляет 300 км/ч.
 

Впервые для вседорожника выбрана конструкция типа хард-топ – то есть без центральной стойки, что делает салон существенно просторней. Салон отделан самыми качественными материалами. В отличие от большинства больших вседорожников, D12 рассчитан на четверых. Об этом свидетельствуют четыре ковшеобразных, то есть спортивных кресла. Для всех пассажиров продублированы основные измерительные приборы – спидометр и тахометр.
Свое вычурное название Peking-to-Paris получил в честь автопробега Пекин – Париж, в котором в 1907 принял участие автомобиль Spyker 18/22. Если у фирмы все пойдет по плану, то все Spyker будут собираться вручную и строго по индивидуальным заказам.
 

За свою 106-летнюю, правда с долгим перерывом, автомобильную историю Spyker выпустил лишь 9 моделей, но все они были более чем неординарными.
Так, пополняя мировую коллекцию эксклюзивных автомобилей, живет голландский автопром.
 

А вот кто формирует автомобильное лицо современной Голландии, так это ныне здравствующая DAF. Фирма не такая импозантная, как две предыдущие, но в ее развитии было несколько штрихов заслуживающих внимания.
 

Все начиналось с семейного бизнеса братьев ван Доорн. Сначала они взялись за переделку обычных автомобилей с колесной формулой 4х2, превращая их в трехосные 6х4. Выпущенная продукция поставлялась для нужд голландской армии. С 1932 г. фирма получила название Фабрика прицепов братьев ван Доорне – Van Doorne"s Aanhangwagenfabriek, сокращенно DAF. После войны она приступила к производству грузовиков, которые имели большой успех, что позволило фирме попытать счастья и в области легковых автомобилей.
В 1958 г. DAF получила новый смысл: фирма была переименована в автомобильную и стала называться "Van Doorne"s Automobile Fabriek". В тот же год дебютировала небольшая легковая модель  DAF-600 с 2-цилиндровым мотором мощностью 22 л. с. и полностью независимой подвеской, вызвавший сенсацию в автомобильном мире. Но главной особенностью стала автоматическая клиноременная трансмиссия "Вариоматик" (Variomatic). Переключение осуществлялось путем перемещения клиновидных ремней по шкивам разного диаметра под действием центробежных сил. За эти ремни малолитражки DAF получили прозвище "автомобили на подтяжках".
Популярность недорогого автомобиля  с автоматической передачей превзошла самые смелые ожидания. В последующие годы эта машина постоянно совершенствовалась, видоизменялась – сначала были DAF-31 и DAF-33. В 1967 году родился DAF-44 за ним последовал DAF-55.  Завершилась эпопея малолитражек  моделью DAF-66.
 

В целом легковая история DAF длилась до 1980 года. И все автомобили отличались необычной автоматической бесступенчатой трансмиссией Variomatic.
В 1975 году, когда фирма переживала финансовые трудности, Volvo стала владельцем контрольного пакета акций, фактически став владельцем DAF. Новая фирма продолжала выпускать DAF'ы, хотя и под маркой Volvo. К примеру, ее первой продукцией был Volvo-66, хотя на самом деле это был DAF-66.
 

Нынче DAF ассоциируется исключительно с грузовиками. Первые грузовые автомобили под маркой DAF были созданы в 1948 году. Это были – пятитонный DT5 и десятитонная модель DT10. Интересно, что они оснащались приводом только на переднюю ось. Автомобили DAF нередко отличались не только необычной конструкцией, но и оригинальным дизайном. Пример тому – капотная серия грузовиков, разработанная фирмой своими силами и выпускавшаяся в 1958–1970 гг. Округлые боковины ее капота выступали перед радиатором, а над ним имелся характерный козырек. Первоначально в капотную серию входили модели А12 и А15.
 

80-е начались с модернизации всех ранее созданных автомобилей. К этому же времени относится создание фирмой DAF уникальных грузовых полноприводных автомобилей для участия в ралли-марафоне "Париж – Дакар".
 

Несмотря на огромные достижения,  положение DAF с конца 80-х стало ухудшаться. Осенью 1996 года американская машиностроительная корпорация Paccar выкупила 100% акций DAF, став ее полно-правным владельцем. Сейчас DAF, выпуская в среднем по 25000 автомобилей в год,  остается одним из крупнейших в мире изготовителей средних и тяжелых грузовиков.
 

*Польдеры (голл., единственное число polder) – осушенные и возделанные участки маршей, защищенные дамбами от затопления морскими и речными водами. Марши (нем., единственное число marsch), низменная полоса морского побережья, затопляемая во время наиболее высоких приливов или нагонов морской воды.
**Эвтаназия ("хороший" + "смерть") – практика прекращения или сокращения жизни человека или животного, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы в безболезненной или минимально болезненной форме, для сокращения страданий.