Айртон Сенна: формулийный кудесник

Бразильский кудесник принес McLaren три чемпионских титула
Бразильский кудесник принес McLaren три чемпионских титула
Бразильский кудесник принес McLaren три чемпионских титула
Автоспорт был жизнью бразильца
Автоспорт был жизнью бразильца
На могиле бразильца всегда лежат живые цветы
На могиле бразильца всегда лежат живые цветы
Первый "автомобиль" Айртон Сенна получил в… четыре года
Первый "автомобиль" Айртон Сенна получил в… четыре года
Памятник "бразильскому волшебнику"
Памятник "бразильскому волшебнику"

Бразильцы всегда славились своим умением играть в футбол, считаясь фаворитами всех крупных мировых форумов на протяжении пятидесяти лет. В семидесятых годах прошлого века бразильский прорыв состоялся и в "Формуле-1", когда Эмерсон Фиттипальди добыл для своей страны первый чемпионский титул в Королевских Гонках. Следующее десятилетие стало поистине бразильским: с 1981-го по 1991-й года Нельсон Пике и Айртон Сенна завоевали на двоих шесть чемпионских титулов (по три на каждого), показав всему миру, что Бразилия сильна не только в футболе, но и в автогонках.

Сегодня многие продолжают считать Айртона Сенну величайшим гонщиком в истории "Формулы-1". И это несмотря на семь чемпионских титулов Михаэля Шумахера, чья карьера для многих прошла в заочном противостоянии с "бразильским волшебником", как окрестили трехкратного чемпиона мира еще при жизни болельщики и журналисты. Сам немец, высказываясь по поводу Айртона Сенны, а нам известен  острый язык Михаэля, говорил о бразильце только в уважительном тоне. Более того, по утверждению очевидцев, каждый год первого мая, в день гибели бразильца, Красный Барон, стараясь не афишировать перед прессой и телевидением, прилетает на его могилу в Морумби, чтобы отдать дань уважения памяти своему бывшему сопернику. Именно в битве с Шумахером на Гран-при Сан-Марино и разбился Айртон Сенна.

Да, Михаэль Шумахер за свою долгую карьеру сумел побить все мыслимые и немыслимые рекорды Королевских Гонок, став лучшим во всех компонентах, однако, несмотря на преждевременно оборвавшуюся карьеру, наш герой сумел обставить немца в одном, пожалуй, важнейшем компоненте современной "Формулы-1", став самым быстрым ее пилотом за всю историю. Примечательно, что в сложных математических подсчетах журналистам помогали и специалисты, непосредственно связанные с Королевскими Гонками, среди которых был и босс Ferrari Жан Тодт.

Говоря о трех чемпионских титулах Айртона Сенны, многие добавляют, что бразилец успел завоевать всего три звания, и, если бы не роковая гонка первого мая 1994-го года в Имоле, новейшая история "Формулы-1" имела бы совершенно другой вид.

Случившейся трагедии так и не найдено объяснение. Официальная версия гласит, что виной аварии Айртона Сенны на седьмом круге Гран-при Сан-Марино стали технические проблемы болида Williams, у которого случилась поломка рулевого управления, после чего болид бразильца сорвался с трассы и на скорости 220 км/ч и врезался в бетонное ограждение. Но даже сейчас, спустя четырнадцать лет, находится немало людей, которые продолжают утверждать, что авария случилась не только из-за проблем с машиной, но и по вине самого Айртона Сенны, который, увлекшись борьбой с дышащим ему в затылок Михаэлем Шумахером, неверно рассчитал траекторию захода в поворот Тамбурелло и вылетел с гоночного полотна.

Гибель Айртона Сенны потрясла Бразилию, где был объявлен трехдневный траур. После чего началось судебное расследование трагедии. И хотя все понимали, что это уже не вернет преждевременно покинувшего мир "бразильского волшебника", многие до последнего пытались обвинить в смерти трехкратного чемпиона мира конкретных людей и посадить их за решетку по обвинению в непреднамеренном убийстве. Главными обвиняемыми выступали технический директор "конюшни" Williams Патрик Хэд и дизайнер команды Адриан Ньюи, однако, после семи лет следствия, сначала суд первой инстанции, а потом и апелляционный суд признали их невиновными. Уже в 2003-м году итальянский суд попробовал добиться повторного слушания дела, но в 2005-м году прокуратура все же призвала закрыть громкое дело из-за истечения срока давности.

Сегодня, оглядываясь на карьеру трехкратного чемпиона мира, кажется невероятным тот факт, что буквально за несколько лет до своего дебюта в "Формуле-1", Айртон Сенна был как минимум дважды близок к тому, чтобы распрощаться с автоспортом.

Сначала, когда будущему кудеснику Королевских Гонок исполнилось двадцать лет, отец парня было решил, что для его сына будет лучше посвятить себя бизнесу, и устроил отпрыска в одном из самых престижных учебных заведений родного Сан-Паулу, но, спустя несколько месяцев, вняв мольбам сына, отправил его покорять Европу.

Стоит отметить, что наш герой был отнюдь не бедным бразильским мальчишкой, из которых зачастую вырастают будущие футбольные звезды. Айртон Сенна родился в достаточно обеспеченной семье, и то, что его отец серьезно занимался автомобильным бизнесом, повлияло на судьбу будущего трехкратного чемпиона мира.

Свой первый серьезный гоночный автомобиль парень получил в десять лет, с тринадцати – стал постоянным участником различных соревнований по картингу, а в семнадцать – был чемпионом Южной Америки.

В конце 1981-го года Айртон Сенна вновь вернулся на родину – помогать отцу в бизнесе. Большой автоспорт – большие деньги, и для того, чтобы сделать качественный скачек в карьере и попробовать свои силы в "Формуле-3", нужны были средства на болид. Проработав с отцом плечом к плечу около четырех месяцев, будущий чемпион не только досконально изучил автодело изнутри, но и сумел подкопить денег для того, чтобы второй раз пойти на штурм Европы.
В дальнейшем карьера Айртона Сенны развивалась головокружительно: в 1982  году он участвовал в тестах "Формулы-3", одновременно с этим оттачивая свое мастерство в "Формуле-Форд", в 1983-м году бразилец становится настоящей звездой британской "Формулы-3", побеждая в тринадцати этапах. При этом молодого парня приглашают тестировать уже болиды "Формулы-1", в том числе и "конюшни" , а уже в сезоне 1984-го года Айртон Сенна дебютирует в Королевских Гонках за рулем скромной команды Toleman.

Проведя за рулем посредственного болида всего один сезон, бразилец сумел продемонстрировать миру свое фантастическое умение пилотировать, закончив несколько гонок в очках и финишировав вторым (!) на Гран-при Монако. Именно в той гонке Айртон Сенна получил прозвище "человек дождя": (много лет спустя, журналисты окрестят так все того же Михаэля Шумахера) из-за сильного ливня с трассы сошли многие пилоты, считавшиеся фаворитами Гран-при, а наш герой сумел прорваться на подиум…

Следующий сезон Айртон Сенна начал за рулем куда более серьезного болида команды Lotus, и по итогам чемпионата мира занял четвертое место, добыв при этом свою первую победу в карьере на Гран-при Португалии. Отметим лишь, что свой триумф бразилец праздновал под проливным дождем.
В дальнейшем благодаря мощности двигателей Honda Айртон Сенна также сумел продемонстрировать неплохие результаты, став четвертым в 1986-м и третьим в 1987-м годах.

Нужно было двигаться дальше, и в 1988-м году благодаря собственному таланту и связям с компанией Honda, которая приступила к плотному сотрудничеству с McLaren, Айртон Сенна снова сменил команду, став партнером двукратного чемпиона мира Алена Проста. Противостояния этих парней до сих пор считается одним из самых ожесточенных и захватывающих в истории "Формулы-1".
В свой дебютный год за рулем McLaren Айртон Сенна взял первый чемпионский титул, несмотря на мелкие провокации на трассе со стороны француза.

В следующем сезоне, взбешенный прошлогодней неудачей, Ален Прост принялся атаковать партнера по команде еще более жестко. Финальным аккордом того сезона стала гонка в Японии, во время которой Айртон Сенна пошел на опасный обгон француза, после чего тот буквально выбросил бразильца с трассы. После этого наш герой разразился обвинениями в адрес парт-нера, назвав Алена Проста мошенником. За свою вспыльчивость бразилец был наказан временной дисквалификацией и крупным денежным штрафом.

В конфликте двух великих гонщиков боссы команды McLaren встали на сторону более перспективного Айртона Сенны, что означало только одно – Алан Прост был вынужден уйти, что француз и сделал, перебравшись к конкурирующей "конюшне" Ferrari. Однако на этом война двух пилотов не закончилась, и под занавес чемпионата мира, тоже во время Гран-при Японии, между двумя болидами вновь произошло столкновение, на этот раз – по инициативе бразильца, который, в итоге, взял реванш у Алана Проста, выиграв свой второй чемпионский титул.

В 1991-м году в "Формуле-1" произошло перераспределение сил, и главным конкурентом McLaren стала команда Williams, а основным конкурентом Айртона Сенны – британец Найджел Мэнселл. И вновь все решилось в Японии, хотя на этот раз к вылету конкурента с трассы бразилец не имел никакого отношения… Это была последняя победа McLaren, после чего команда медленно покинула лидирующие позиции.

В последующие два сезона Айртон Сенна тщетно пытался творить чудеса на утратившем былую мощь болиде McLaren, одновременно с этим ведя переговоры с… Williams. Последние были рады подписать контракт с находящимся на пике карьеры бразильцем, однако переходу трехкратного чемпиона мира препятствовал все тот же Алан Прост, как раз завершающий свою активную карьеру за рулем британского болида. "Или я, или он", – категорически отрезал француз.

Пришествие Айртона Сенны в Williams стало реальностью лишь в 1994-м году, после того, как четырехкратный чемпион мира Алан Прост сдал свой пост…