Bugatti: роскошь по-французски

В автомобильной истории найдется немало знаменитых марок. Многие из них дожили до наших дней и сейчас, как и десятилетия назад, радуют автолюбителей. Некоторые компании по разным причинам прекратили свое существование. Но есть и такие, которых удалось возродить из небытия. Среди последних особенно выделяется одна – Bugattі. Во Франции ее даже называют La Marque (Марка) и пишут это название с большой буквы. И не напрасно ее несколько раз старались воскресить, ведь автомобили Bugattі – шедевры с точки зрения как стиля, так и техники.

Bugattі – творение одного человека, гениального Этторе Бугатти. С детских лет он попал в среду людей искусства. Родился Этторе в 1881 году в Милане в семье дизайнера мебели и ювелирных изделий. Его дед и брат были скульпторами, а дядя – известным художником. Сначала молодой Бугатти пошел по их стопам – поступил в академию искусств. Но позже увлекся новым изобретением – автомобилями – и уже в возрасте 18 лет сам собрал трехколесный моторизированный экипаж с двумя моторами. На нем он принимал участие в десяти гонках и выиграл восемь из них. А в 1901 году очередная модель Этторе Бугатти Туре 2 стала технической сенсацией: она была оборудована четырехцилиндровым двигателем с верхним распредвалом, 4-ступенчатой коробкой передач и цепным поводом. За это его наградили золотой медалью на Миланской автовыставке. Конструктор сразу же подписал выгодные контракты с фирмами Dіetrіch и Deutz.

Однако Этторе все время мечтал создать собственное автомобильное предприятие. В 1909 году он купил мастерские в Мольсхайме (Германия). С этого времени начинается история марки Bugattі. Первой серийной моделью стал Typе 13 с 1,3-литровой 30-сильной "четверкой", способный развить 100 км/ч. В 1911 году Эрнст Фридрих за рулем этой модели занял второе место на французском Гран-при. До 1914 года собрали 350 Typе 13. За ним последовали 5,0-литровый Type 18 и компактный Type 16 Bebe, который выпускали совместно с Peugeot.

Первая мировая война заставила Этторе Бугатти покинуть Германию и возвратиться в Милан. В скором времени он переехал в Париж и начал проектировать авиамоторы для французских и американских самолетов. Кстати, в США именно эти двигатели использовали в автогонках основателями еще одной знаменитой марки – Duіsenberg.

После войны Бугатти возвратился в Мольсхайм, который в составе Эльзаса уже стал территорией Франции. Он купил старинное имение и построил возле него свой завод. С этих пор начался расцвет Bugattі. В 1921 году довоенный Typе 13 занял первые четыре места на гонке в итальянской Брешии. На смену ему пришли Туре 29/30 (второе, третье и четвертое места на Гран-при Франции в 1922 году) и Туре 32 Tank (третье место на французском Гран-при 1923 года). Победы посыпались одна за другой.

В 1924 году появилась абсолютно новая гоночная модель – Bugattі Туре 35. Она не только продолжила победную серию, но и стала самой успешной в истории марки, ведь одержала свыше двух тысяч побед! Модель выиграла Чемпионат мира 1926 года, четыре раза (1929-1931 и 1933 годы) побеждала в Гран-при Монако и пять раз подряд (1925-1929 годы) торжествовала в гонке Тарга-Флорио. Лишь за первые девять месяцев Туре 35 выиграл 412 соревнований. Это лучший гоночный автомобиль всех времен. За рулем этой модели сделали себе имя гоночные ассы Рене Дрейфус, Пьер Вейрон, Луи Широн, Тацио Нуволари и одна из лучших автогонщиц – чешка Элизабет Юнек.

В чем же секрет такого гоночного снаряда? Концепцию авто озвучил сам Этторе Бугатти: "Вес – наш враг!" В результате болид весил всего 750 кг. А 2,0-литровый восьмицилиндровый рядный двигатель с тремя клапанами на цилиндр развивал 100 л. с. и разгонял машину до 165 км/ч. Затем появился компрессорный Bugattі Туре 35В с мощностью 140 л. с. и скоростью 200 км/ч.

На базе Туре 35 Этторе создал целую плеяду непревзойденных моделей. Внешне они почти не отличались друг от друга. Но Bugattі Туре 37, например, оборудовали четырехцилиндровым 60-сильным двигателем, а Туре 45 – шестнадцатицилиндровым. Туре 54 оснастили экспериментальным полным приводом. Самый совершенный Туре 51 с компрессором развивал 180 л. с и позволял развить 225 км/ч. Конечно, все эти автомобили прекрасно показали себя на гоночных трасах. Всего за шесть лет изготовили лишь 343 Bugattі Туре 35 всех вариантов, но эти машины доминировали на гоночных автодромах.

Тем не менее, среди Bugatti были не только скоростные болиды, но и дорогие дорожные модели. Хотя медленными их также нельзя назвать: так, элегантный кабриолет Type 55 Super Sport или туристическое купе Type 50 Coupe Profilee спокойно развивали 180 км/ч. Но особенным в линейке стал Туре 41. Еще в 1913 году Этторе задумал построить, ни много-ни мало, лучший автомобиль в мире. В письме другу – королю Испании Альфонсо XIII – он рассказал, что хочет спроектировать машину длиннее и дороже, чем Rolls-Royce, но значительно быстрее: скорость нового Bugattі должна превысить 150 км/ч. При этом мотор должен быть чрезвычайно тихим, плавным и надежным.

Свою мечту Бугатти воплотил в 1927 году, показав публике Bugattі Туре 41 Royale. Автомобиль соответствовал названию – был, воистину, королевским. Его длина превышала 6,4 м, а объем двигателя составлял 12,7 л! Мощность составила около 300 л. с. На заводе изготовляли лишь шасси и двигатель стоимостью 30000 долларов (за эти деньги можно было купить три самых дорогих Cadillac V16). Владелец сам заказывал эксклюзивный кузов для автомобиля, что обходилось еще в 10 тысяч. Понятно, что новый Bugattі не стал массовым: до 1933 года изготовили лишь 6 машин. Самый знаменитый из них – Coupe Napoleon 1930 года. Кузов для него создал сын Этторе – Жан. Лимузин получил прозрачную стеклянную крышу, а салон декорировали гобеленами ручной работы. Семья Бугатти решила не продавать такой шедевр, а оставить его себе. Сейчас Coupe Napoleon – национальное достояние Франции, как Версаль или Эйфелева башня. А еще один Туре 41 – купе с кузовом ателье Kellner – продали в 1986 году из аукциона за 8,95 миллиона долларов.

Однако вместо удачи Bugattі 41 Royale стал началом конца предприятия. На него израсходовали слишком много денег, и компания потерпела немалые убытки. А здесь еще и Великая депрессия началась. В 1936 году рабочие в Мольсхайме объявили забастовку, которая очень обидела Этторе, ведь у него были прекрасные отношения с подчиненными. Платил он им намного больше, чем на других автозаводах, а условия работы были одними из лучших в мире. Конфликт все-таки удалось уладить, но для фирмы начались не самые лучшие времена. Не помог даже государственный контракт на постройку 79 скоростных поездов.

Лебединой песней Bugattі стал Туре 57. Он оказался одним из самых массовых – с 1934 по 1939 год сделано 680 машин. Значительная их часть получила кузовы работы Жана Бугатти. Среди них – купе Atalante и Ventoux, кабриолет Stelvio, седан Galibier. Все они – образцы изящности и утонченности, однако, самым красивым считается Bugattі Typе 57SC Atlantіc. Его даже признали лучшим шедевром автодизайна ХХ века. Сверхобтекаемый кузов стал эталоном  автомобильной моды 30-х годов. А 200-сильная 3,2-литровая "восьмерка" двигатель с механическим нагнетателем позволяла развивать невероятные, по тем временам, 210 км/ч. Таких купе изготовили лишь три и сейчас они баснословно дорогие. В начале этого года один из Atlantіc продали с аукциона за 30 млн. долларов!

Туре 57 не только поражал всех своей красотой, но и одержал несколько громких побед. В 1937 и 1939 годах Жан-Пьер Вимиль и Пьер Вейрон на Bugattі Typе 57G выиграли 24-часовую гонку в Ле-Мане. Но эта версия 57-ой модели оказалась фатальной. В 1939 году на ней попал в аварию и погиб ее творец Жан Бугатти. От этой трагедии Этторе так и не смог прийти в себя. С Жаном он отождествлял будущее марки и верил, что талантливый менеджер сможет развивать ее. Но после смерти сына семейный бизнес передавать было некому.

Во время Второй Мировой Войны производство автомобилей вообще остановилось, и восстановить его не удалось. Послевоенный Туре 64 (преемник Туре 57, но с 4,3-литрвым двигателем) в серию так и не пошел. Также не удалось начать выпуск компактного 1,5-литрового Typе 73. На первой послевоенной европейской гонке Жан-Пьер Вимиль на Bugattі Typе 59/50 одержал последнюю победу для марки.

В 1947 году умер Этторе Бугатти. Для марки это означало конец. Сразу после смерти великого автомобилиста его последователи сделали несколько попыток возродить компанию. Но они не увенчались успехом. В 1951 году на базе все того же Bugattі Typе 57 создали Туре 101, но за пять лет выпустили всего 10 машин. В 1955 году команда Bugatti даже попробовала соревноваться в "Формуле-1". Французский гонщик Морис Тринтиньян стартовал на среднемоторном Bugattі 251 с 2,5-литровым V8, но до финиша не доехал. Последней моделью компании стал Тип 252 – утонченный кабриолет с 1,5-литровым 120-сильным мотором.

Но славная марка не была забыта. Снова название Bugatti появилось на слуху в конце 80-х годов, когда итальянский бизнесмен Романо Артиоли выкупил права на него и начал выпуск оригинального Bugattі ЕВ110. Полноприводное купе оказалась одним из самых скоростных в мире: его 3,5-литровый V12 с четырьмя турбокомпрессорами разгонял его до 100 км/ч за 3,2 секунды и позволял развить 355 км/ч. Однако дизайн новинки не имел никаких общих черт со знаменитыми предками. Возможно, из-за этого собрали всего сотни ЕВ110, а в 1995 году компания обанкротилась.

Bugattі по серьезному взялся концерн Volkswagen. После целой серии прототипов с 2005 года началось серийное производство Bugattі EB 16/4 Veyron. Он – достойный наследник творений Этторе Бугатти. Во-первых, внешне он напоминает  шедевры 30-х годов. А во-вторых, это самая быстрая серийная модель в мире. Мощность стандартного W16 с четырьмя турбинами составляет 1001 л. с., а максимальная скорость – 406 км/ч. Для тех, кому этого мало есть 1200-сильный Veyron Super Sport, установивший мировой рекорд скорости – 431 км/ч! Вскоре должен появиться и новый седан Royale. Под стать автомобилям и их цена – свыше миллиона евро. Но гениальный Этторе Бугатти любил говорить: "Ничто не может быть слишком красивым и слишком дорогим".