Chevrolet Corvette: американская легенда

Corvette Grand Sport 1963 года
Corvette Grand Sport 1963 года
Corvette Grand Sport 1963 года
Первый Chevrolet Corvette 1953 года
Первый Chevrolet Corvette 1953 года
Модель 1955 года получила 4,3-литровый V8
Модель 1955 года получила 4,3-литровый V8
В 1957 году Corvette оснастили впрыском топлива
В 1957 году Corvette оснастили впрыском топлива
Chevrolet Corvette 1958 года
Chevrolet Corvette 1958 года
Гоночный Corvette SS
Гоночный Corvette SS
Концептуальный Chevrolet Corvette Mako Shark 1961 года
Концептуальный Chevrolet Corvette Mako Shark 1961 года
У купе Stingray заднее стекло было разделено пополам
У купе Stingray заднее стекло было разделено пополам
Corvette Grand Sport 1963 года
Corvette Grand Sport 1963 года
Новый Chevrolet Corvette C7
Новый Chevrolet Corvette C7

  Corvette считается, пожалуй, самым культовым американским автомобилем и самой массовой спортивной моделью в мире. В это трудно поверить, но она разменяла уже седьмой десяток.   
   
Идея создания Corvette  родилась в начале  50-х годов прошлого века. Соединенные Штаты Америки в то время уже давно считались лидером мировой автопромышленности. Удивительно, но при этом за океаном почти не было спортивных моделей. Максимум, что предлагали – тяжелые купе и кабриолеты на платформе полноразмерных седанов.

Любителям активной езды  приходилось заказывать из Европы недешевые Ferrari и Porsche. В этой ситуации главный дизайнер концерна General Motors Харли Эрл выступил с предложением создать небольшой спортивный автомобиль. Вскоре у идеи Эрла появился сторонник – главный инженер Chevrolet Эдда Коула. Вместе они добились разрешения на разработку модели у руководства General Motors. Первые работы над двухместным кабриолетом с кодовым названием «Проект Opel»начались в 1951 году. Вскоре он обрел и название – Corvette, в честь небольшого быстроходного и маневренного корабля. В имени и крылась концепция модели.
   
Два года спустя, в январе 1953 года в Нью-Йорке на автошоу «Моторама» презентовали Corvette. Новинка произвела настоящий фурор, ведь до этого Америка не видела ничего подобного. Изящный кабриолет походил на европейские спортивные модели и не имел ничего общего с другими Chevrolet. Элегантный кузов впервые в мире изготовили из стекловолокна, а в основе машины лежала легкая стальная рама. Рядная 3,8-литровая «шестерка» мощностью 150 л. с. и 2-ступенчатый «автомат» позволяли развивать 170 км/ч. А на капоте красовался новый логотип – скрещенные гоночный флаг и эмблема Chevrolet. Кстати, изначально флаг должен был быть американским, но законодательство США запрещает использование государственной символики в рекламе.

Спустя шесть месяцев началось серийное производство Corvette. Но поскольку поначалу автомобили собирали полностью вручную, то до конца года их выпустили всего 300. Интересно, что у первых автомобилей не было ни мягкого верха, ни боковых окон.
   
Изначально планировали ежегодно изготовлять по 10 тыс. кабриолетов, но в 1954 году произвели только 3640. Далеко не все были в восторге от динамических характеристик. Но главное, Corvette проигрывал новому Ford Thunderbird со 195-сильным V8. Конкурент был более ориентирован на роскошь и комфорт, но это не мешало ему быть быстрее. Да и продавался он успешнее 15 тыс. единиц в год.
   
В General Motors хотели уже ставить на Corvette крест, но модель спас эмигрант из СССР, известный автогонщик Зора Аркус-Дантов. Он написал письмо Эдду Коулу с предложением улучшить автомобиль и тот назначил его своим помощником. Аркус-Дантов сразу же решил установить на Corvette 1955 года новый 4,3-литровый  195-сильный V8 и 3-ступенчатую механическую трансмиссию. Динамика существенно улучшилась – 8,7 с до 100 км/ч и максимальные 190 км/ч. Затем гонщик доработал ходовую и рулевое управление автомобиля.
   
В 1956 году Corvette серьезно обновили. От предшественника осталась разве что панель приборов, зато появилась агрессивная решетка радиатора, хромированные бамперы и рельефные боковины. В перечне опций появились двухцветная окраска, электростеклоподъемники и съемный металлический верх. Двигатели стали мощнее: базовая «восьмерка» развивала уже 210 л. с., а за доплату были доступны ее версии мощностью 225 и 240 л. с.
   
Год спустя в Chevrolet поразили публику нововведением – впрыском топлива, который до этого использовали только в эксклюзивном Mercedes-Benz 300 SL. Благодаря ему, мощность нового 4,6-литрового двигателя достигла 283 л. с. Такой Corvette мог разогнаться до 100 км/ч за 5,7 с и развить 214 км/ч. Кроме того, автомобиль получил специальный пакет опций, включающий 4-ступенчатую механическую коробку переключения передач, самоблокирующийся дифференциал, более жесткую подвеску и мощные тормоза. Инжекторным мотором оснастили всего 240 из 6300  Corvette 1957 года. Остальные версии получили привычные карбюраторные V8 мощностью 230, 245 и 275 л. с.
   
Аркус-Дантов не забывал и о гонках и создал для них специальный Corvette SS. Обтекаемый автомобиль весил всего 850 кг, а его 307-сильный двигатель с впрыском разгонял его до 295 км/ч. А в 1960 году практически серийный Corvette занял восьмое место в Ле-Мане.
   
Модель освежали фактически каждый год. В 1958 году опять изменили внешность – удлинили передний свес и установили четыре фары. Мощность двигателя с впрыском подняли сначала до 290, а потом и до 315 л. с. Базовое оснащение пополнили ремни безопасности, а за доплату предложили электроприводы сидений и крыши. Изменения помогли наконец-то достичь в 1959 году запланированного уровня продаж в 10 тыс. машин.
   
Через год «отец» Corvette Харли Эрл ушел на пенсию,  а сменил его Билл Митчелл. Он опять немного обновил внешность Corvette и придал ему черт свежего граненого стиля. Хрома стало гораздо меньше, а сзади появились четыре круглые фары – отличительная черта всех последующих Corvette. В 1962 году представили новую 5,3-литровую «восьмерку». В самом дешевом варианте она развивала 250 л. с., а в более дорогих – 300 и 340 л. с. На вершине же стоял 360-сильный двигатель с впрыском.
   
Вместе с серийной моделью увидел мир сногсшибательный концепт Mako Shark, на создание которого Билла Митчелла вдохновила пойманная им акула. Кабриолет действительно напоминал хищную рыбу благодаря имитации плавников на капоте и жабр на боковинах. А еще он очень смахивал на экспериментальный гоночный Corvette Stingray Racer 1959 года. Тогда еще никто не подозревал, что очень скоро необычный концепт станет серийным.
   
Под названием Corvette Stingray его представили в 1963 году. Второе поколение  модели стало настоящей сенсацией. В переводе с английского Stingray означает «скат». Действительно, капот  автомобиля напоминает извивающегося морского ската. В целях улучшения аэродинамики фары Stingray сделали выдвижными. Заметно богаче стала комплектация. Список опций пополнили кондиционер, кожаный салон, усилители руля и тормозов. Впервые можно было выбрать не только кабриолет, но и оригинальное купе. Его заднее стекло разделено пополам дополнительной стойкой крыши (правда, через год от такого решения отказались, так как страдала обзорность назад).
   
Обтекаемые формы позволили улучшить динамику, хотя двигатели достались от предшественника. С 360-сильным двигателем купе достигало скорости 233 км/ч и разгонялось до 100 км/ч за 5,9 с. А через год появилась и более мощная 375-сильная модификация. Благодаря независимой подвеске всех колес, расширенной колее и более острому рулевому управлению Corvette стал увереннее себя чувствовать на извилистых дорогах.
   
Успех второго поколения превзошел все ожидания: в 1963 году собрали более 21 тыс. купе и кабриолетов. Отличился автомобиль и в гонках. Зора Аркус-Дантов создал пять уникальных Corvette Grand Sport. Они весили 815 кг и с 480-сильным мотором могли развить 280 км/ч.
   
С 1965 года  Corvette получил дисковые тормоза всех колес, а флагманский вариант оснастили 6,5-литровым 425-сильным V8. Для разгона до 100 км/ч ему хватало 5,6 с. Но всего год спустя  на смену ему пришла новая 7,0-литровая «восьмерка» L71 такой  же мощности, но с громадным крутящим моментом в 635 Н·м. Результат – 5,4 с до 100 км/ч и максимальная скорость 245 км/ч. В 1967 году, благодаря сложной системе из трех двухкамерных карбюраторов, мощность выросла до 435 л. с., а время разгона до 100км/ч сократилось до 5,0 с. Традиционный американский заезд на четверть мили занимал 12,9 с. С такими характеристиками можно было бросать вызов любой европейской спортивной модели. И при этом такой Stingray стоил 4800 долларов, то есть примерно в четыре раза дешевле самого доступного Ferrari или Lamborghini.
   
Зора Аркус-Дантов создал еще один 7,0-литровый двигатель L88. Обычные покупатели не обращали на него внимания, ведь заявленная мощность в 430 л. с. была меньшей, чем у L71, а стоил он ощутимо дороже. Лишь немногим посвященным было известно, что на самом деле двигатель развивал примерно 550 л. с. и позволял достичь 275 км/ч. Официальную мощность снизили сознательно, чтобы обмануть налоговые компании, которые просто не выпустили бы такой Corvette на дороги общего пользования. L88 также оснащали доработанными трансмиссией, подвеской и тормозами. Corvette L88 без особых победил на Гран-при в Себринге и занял первое место в своем классе в Ле-Мане. За три года продали только 200 L88 и большинство из них достались гонщикам. Хотя нашлись смельчаки, купившие их для повседневной езды.
   
За пять лет количество автомобилей второго поколения превысило 100 тыс. единиц. В 1968 году представили полностью новый Corvette С3. Черты дизайна позаимствовали у концепта Manta Ray. С3 подрос, его внешний вид стал агрессивнее, а панели крыши купе сделали съемными. Поначалу и двигатели оставались без изменений, но в 1969 году представили новый базовый 5,7-литровый мотор мощностью 300 или 350 л. с. Модификации подороже оснащались 7,0-литровыми двигателями мощностью 390, 400 или 435 л. с. А в дополнение к версии  L88 представили еще более мощный 585-сильный ZL1. Он был способен достичь 100 км/ч за 3,9 с и разогнаться до 320 км/ч. Всего выпустили лишь три ZL1.
   
Еще одним новшеством от Аркус-Дантова стал облегченный Corvette LT1 1970 года. Мощность 5,7-литрового двигателя подняли до 370 л. с., что позволило разгоняться до 100 км/ч за 5,7 с при максимальной скорости в 225 км/ч. LT предлагали без радио, кондиционера и электростеклоподъемников, зато с пакетом ZR1, включавшим гоночные трансмиссию и подвеску. Стал доступен и новый 7,4-литровый V8 LS6, развивавший 365 или 425 л. с. Это был пик роста мощностей, после которого началось стремительное падение. Ведь в США вступили в силу жесткие экологические нормы.

Уже к 1972 году мощность LS6 уменьшили до 270 л. с., а LT – до 255 л. с. Вместе с этим,  ввели новые стандарты безопасности. Corvette обзавелся массивными резиновыми бамперами. В 1975 году из соображений безопасности сняли с производства кабриолет. Тут еще и топливный кризис разразился, цены на бензин подскочили в несколько раз. В этих условиях пришлось прекратить выпуск прожорливого LS6. Самым мощным двигателем стал 5,7-литровый 205-сильный V8, а базовый мотор развивал всего 165 л. с.
   
Кризис поставил крест на новой разработке Аркус-Дантова – среднемоторном купе Aerovette с дверьми типа «крыло чайки», которое должно было стать новым поколением Corvette. В качестве силового агрегата для него готовили 420-сильный роторный двигатель. В условиях высоких цен на топливо инженеры  Chevrolet взялись сделать Corvette более роскошным. Кожаный салон, электроприводы и кондиционер добавили в список базового оснащения. К 25-летию модели в 1978 году купе оснастили панорамным задним стеклом. Специально для коллекционеров выпустили юбилейную версию 25th Silver Anniversary Edition, которая стала машиной безопасности на гонке Инди-500. Изменения дали плоды и в 1979 году был установлен новый рекорд  продаж – 53 тыс.  Corvette.     И это несмотря на то, что самым мощным было 225-сильное купе.
   
К началу 80-х годов стало понятно, что платформа Stingray за два десятилетия морально устарела, и в Chevrolet принялись разрабатывать новое поколение спортивной модели. Работы велись настолько серьезно, что выпуск купе остановили на год для полной модернизации завода. Но оно того стоило, ведь в 1984 году представили новый Corvette С4. Автомобиль стал компактнее, легче и обтекаемее. В салоне поражала полностью цифровая панель приборов. Комплектация пополнилась ABS, а вскоре предложили две подушки безопасности, антипробуксовочную систему и климат-контроль. Мощность двигателя выросла сначала до 250, а затем – и до 300 л. с. С 5-ступенчатой механической трансмиссией Corvette разгонялся до 100 км/ч за 5,5 с и развивал 250 км/ч. Продажи снова подскочили. В 1984 году продали 51 тыс. купе.
   
В сотрудничестве с Lotus удалось возродить Corvette ZR1. Его V8 с четырьмя клапанами на цилиндр развивал 385 л. с. и разгонял Corvette до 100 км/ч за 4,6 с. Вскоре мощность ZR1 подняли до 405 л. с., а купе оснастили активной подвеской. Максимальная скорость достигла 290 км/ч. Также в 1996 году подготовили специальную модификацию Grand Sport. Тысячу купе и кабриолетов окрасили в синий цвет с белыми полосами на кузове, а мощность двигателя подняли с 300 до 330 л. с.
   
В 1997 году подготовили новый Corvette C5: он стал солиднее на вид и экономичнее. Новинку оценили и снова назначили Corvette автомобилем безопасности на Индии-500. Базовым являлся 5,7-литровый 345-сильный V8, а для версии Z06 предложили двигатель мощностью 405 л. с. Довольно успешным Corvette оказался и в автоспорте. В частности, особый  600-сильный вариант C5-R четыре раза подряд выигрывал 24-часовую гонку в Ле-Мане в своем классе.
   
До недавнего времени в производстве было шестое поколение Corvette. Оно сохранило фамильный стиль и пропорции, хотя в Chevrolet и отказались от многих традиционных деталей вроде выдвижных фар. Стандартным двигателем стал 6,2-литровый 430-сильный V8, но можно было также выбрать 7,0-литровый 505-сильный вариант Z06 и 640-сильный Corvette ZR1.
   
Теперь эстафету принимает новый Chevrolet Corvette C7. Он не только мощнее, но и экономичнее, богаче оснащен. Но при этом он остается доступной спортивной моделью. Легенда Corvette продолжает жить.