Пролистать: № 47, 46, 45,
Авто Фото Продажа
Пролистать: № 11
ТестДрайв

Премьера Lamborghini Urus: самый быстрый вседорожник в мире

Аренда дома в пригороде Киева с бассейном участок 16 соток.

Поиск по марке и модели

Новости в формате

Facel Vega: роскошь по-французски

№36,3 вересня 2018  Комментарии (0) Энциклопедия автомобилестроения   

Bentley MkVI Facel 1951 года
Bentley MkVI Facel 1951 года


Первый Facel Vega FV1 1954 года
Первый Facel Vega FV1 1954 года


Facel Vega FV2B 1956 года
Facel Vega FV2B 1956 года


Дизайн выполнен в американском стиле
Дизайн выполнен в американском стиле


В отделке салона использованы кожа и дерево
В отделке салона использованы кожа и дерево


Двигатель и трансмиссию поставлял Chrysler
Двигатель и трансмиссию поставлял Chrysler


Facel Vega FV4 1957 года
Facel Vega FV4 1957 года


Facel Vega HK500 1958 года
Facel Vega HK500 1958 года


Седан Facel Vega Excellence, 1958 год
Седан Facel Vega Excellence, 1958 год


Facel II 1962 года
Facel II 1962 года


Facellia позиционировали, как более доступную модель
Facellia позиционировали, как более доступную модель


Купе Facel III с 2,8-литровым двигателем
Купе Facel III с 2,8-литровым двигателем


Кабриолет Facel III 1964 года
Кабриолет Facel III 1964 года


Довоенная французская автопромышленность славилась не только массовыми моделями, но и роскошными автомобилями высшего класса. Такие марки, как Bugatti, Delage, Delahaye и Talbot задавали моду в представительском сегменте. Однако к середине 50-х почти все они стали банкротами. Впрочем, у них таки нашлись последователи, создавшие элегантные и быстрые автомобили Facel Vega.
Парижскую компанию Facel (Forges et Ateliers de Construction d’Eure-et-Loir – конструкторское бюро металлических работ департамента Эр и Луар) основал предприниматель Жан Данино еще в 1939 году. Поначалу она занималась металлической штамповкой, изготавливала детали для авиации. Затем наладили выпуск кузовов бронемашин для армии и даже начали собирать реактивные двигатели. До 1950 года бизнес набрал обороты – открыли четыре завода со штатом 2000 рабочих. Поступили заказы и от автомобильных компаний: в Facel собирали кузова для различных моделей Ford, Panhard и Simca.
Но Данино все же хотел выпускать дорогие автомобили. В 1951 году на Парижском автосалоне он представил купе Bentley Facel с элегантным кузовом собственной конструкции. Всего изготовили лишь шесть таких автомобилей, которые теперь являются настоящими коллекционными ценностями.
Затем руководитель Facel с своей командой взялся за разработку настоящего французского купе класса Gran Turismo, которое бы оставило далеко позади зарубежные аналоги. Брат Жана Пьер (известный французский писатель) придумал для автомобиля лирическое название Vega – в честь самой яркой звезды созвездия Лиры.
Одной из главных проблем стал поиск двигателя. В послевоенной Франции ввели налог на роскошь, распространявшийся на все моторы мощностью свыше 70 л. с. Это привело к тому, что к началу 50-х не выпускали двигатели объемом больше 2,0 л. И тогда Жан Данино обратил свои взоры за океан. Он понимал, что основные покупатели нового купе будут именно в США, поэтому и выбрал один из самых совершенных V8 того времени – 4,5-литровый 170-сильный Chrysler Hemi с инновационными полусферическими камерами сгорания. Таким образом, в США облегчалось обслуживание нового автомобиля, да и во Франции в то время существовало европейское подразделение Chrysler-Simca с развитой сетью сервисных центров. Данино назвал Facel Vega франко-американским GT.
К началу 1954 года были готовы первые прототипы, а показать купе решили в июне на родном Парижском автосалоне. И не прогадали: посетители сразу им заинтересовались. Facel Vega выглядел очень по-американски: элегантные обводы кузова, панорамное лобовое стекло, кузов типа хардтоп без центральной стойки крыши. Огромная радиаторная решетка была полностью покрыта хромом, а по ее бокам разместили «двухэтажные» фары.
Первый Facel Vega FV1 оказался немаленьким – достигал 4,5 м в длину и весил 1800 кг. Тем не менее, мощная «восьмерка» позволяла достигать 190 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 10,5 с. На выбор предлагали 2-ступенчатый «автомат» Chrysler TorqueFlite с кнопочным селектором либо европейскую 4-ступенчатую механическую коробку передач. Инженеры спроектировали весьма современное шасси с трубчатой стальной рамой и независимой передней подвеской.
Салон декорировали дорогой кожей и ореховым деревом. Вертикальная центральная панель с циферблатом часов и тумблерами напоминала щиток приборов в кабине самолета. Оригинально выполнили перчаточные ящики – их расположили в дверях.
Цену установили на отметке в 7000 долларов, то есть дешевле, чем большинство Ferrari и Bentley. Но тогда это все равно были немалые деньги (как $64 тыс. сейчас), поэтому за год продали всего 46 купе и только 7 кабриолетов. Уже в начале 1955 года появился FV2 с 4,8-литровым 200-сильным V8 Hemi, 3-ступенчатой автоматической трансмиссией и удлиненной на 40 мм колесной базой для большего внутреннего пространства. А затем подготовили и 5,8-литровый 325-сильный вариант FV4, способный развить 218 км/ч. Всего за три года выпустили около 350 автомобилей.
В 1958 году представили модернизированную версию купе – HK500. Под ее капотом установили 6,2-литровый V8 мощностью 360 л. с., позволяющий достичь 240 км/ч. Впервые появились и дисковые тормоза всех колес. О качествах автомобиля говорит тот факт, что профессиональные гонщики Морис Тринтиньян и Стирлинг Мосс приобрели НК500, чтобы путешествовать от одного Гран-при к другому. Действительно, Facel Vega как нельзя лучше подходил для дальних поездок в комфорте. Управление автомобилем облегчал гидроусилитель руля, а расход топлива составил 16,3 л/100 км. Несмотря на большую цену в 10 тыс. долларов, продали 463 HK500.
Наряду с НК500 представили еще одну новинку – оригинальный седан Excellence. Длинный 5,2-метровый автомобиль, как и купе, не имел центральной стойки. Мало того, его двери были распашными. А задние крылья в американском стиле украсили длинными килями-плавниками. Оснащение включало радио, кондиционер и электростеклоподъемники, а специально для дам в заднем подлокотнике предусмотрели отдел с набором для макияжа и двумя флаконами духов. В спинках передних сидений расположили оригинальные подставки для ног пассажиров второго ряда. Стоил такой автомобиль 12 800 долларов – на уровне лимузинов Cadillac и Rolls-Royce.
С Excellence связана довольно интересная история. В конце 1940-х годов обанкротился производитель дорогих автомобилей Packard и стал собственностью концерна Studebaker. Жан Данино решил договориться с его представителями, чтобы продавать в США свой седан, как Packard Excllence. Однако против этого неожиданно выступил Mercedes-Benz. Дело в том, что немецкая компания долгое время не имела официального представительства в США, а продавала автомобили через дилерскую сеть Studebaker. Таким образом, Mercedes-Benz избавился от нежелательного конкурента. В итоге больших объемов продаж Excellence так и не удалось достичь – за четыре года продали всего 156 седанов.
Из-за неудавшегося американского контракта и малоприбыльности бизнеса над Facel Vega нависла угроза банкротства. Правда, это не помешало представить абсолютно новую модель Facel II. Она отличалась более утонченным дизайном. Несмотря на тяжелый двигатель и увеличенную на 150 мм длину, купе весило 1880 кг – меньше, чем НК500. Версия с «автоматом» оснащалась все тем же 360-сильным мотором, а вот для варианта с механической трансмиссией приберегли V8 мощностью 390 л. с.  Максимальная скорость Facel II составила 247 км/ч. Существовали более быстрые спорткупе и более комфортабельные седаны. Но трудно было найти автомобиль, который бы столь удачно сочетал эти качества. Купе легко поддерживало скорость 160 км/ч на высшей передаче при 3650 об/мин. Образцом практичности считался и салон: разработчики хорошо продумали конфигурацию центральной консоли и предусмотрели возможность складывания задних сидений.
Всего произвели около 180 Facel II и значительную их часть приобрели знаменитости. Среди его владельцев были  шах Ирана Мохамед Реза-Пехлеви, несколько арабских шейхов, король Марокко Хасан II, принцесса Монако и известная актриса Грейс Келли, император Камбоджи Сиханук, президент Мексики Густаво Диаз. Автомобиль пришелся по душе также представителям искусства – актерам Тони Кертису, Эве Гарднер и Джоан Коллинз, художнику Пабло Пикассо, дирижеру Герберту фон Караяну, барабанщику The Beatles Ринго Старру. Однако репутацию модели подпортил тот факт, что именно в Facel Vega разбился при невыясненных обстоятельствах выдающийся французский писатель Альбер Камю. Из-за неполадок в рулевом управлении автомобиль на максимальной скорости врезался в дерево.
Поскольку большинство Facel Vega оставались доступными лишь для сильных мира сего, Жан Данино решил создать более дешевую модель, которая стала бы популярной на родном французском рынке. Так появился компактный Facellia, с виду очень напоминавший уменьшенный Facel II и позаимствовавший у него часть кузовных деталей. На выбор предложили два типа купе: четырехместное и 2+2, а также кабриолет. Двигатель в этот раз решили создать самостоятельно. «Четверка» объемом 1,6 л оказалась весьма современной – с двумя распредвалами в головке блока цилиндров. Мощность достигала 115 л. с. и легкому автомобилю вполне хватало ее, чтобы разгоняться до 100 км/ч за 12 с и достигать 170 км/ч. Но мотор стал ахилессовой пятой Facellia: он перегревался, часто перегорали поршневые кольца и нередко уже после 60 тыс. км пробега двигатель приходил в полную негодность. На предприятие посыпались жалобы от полтысячи владельцев первых Facelia. С 1963 года начали устанавливать 1,8-литровый 108-сильный мотор Volvo, а мелкими сериями выпускали и модификацию Facel 6 с 2,8-литровой «шестеркой» мощностью 150 л. с. Ситуация изменилась в корне: объемы продаж значительно выросли и приблизились к отметке  2 тыс. штук.
Однако успех Facelia уже не смог спасти компанию, финансовое состояние которой пошатнулось. В конце 1964 года производство автомобилей прекратили, и объявили о самоликвидации. Таким образом, Facel Vega, как сверхновая звезда, горела ярко, но недолго. Тем не менее, Жану Данино удалось создать автомобиль, которым гордилась Франция и который продолжил славу довоенных марок. Хотя сейчас о Facel Vega помнят немногие, в свое время эта марка все же стала известной.


№36,3 вересня 2018  Комментарии (0) Энциклопедия автомобилестроения   

Метки новости: Facel Vega


Комментариев на тему «Facel Vega: роскошь по-французски»: 0



Jaguar: пионеры сегмента спорт-седанов



Mercedes-Benz: пионеры компрессорных двигателей



Porsche 928: нетипичное купе из Штутгарта



Уникальный двигатель Феликса Ванкеля



Ferrari Berlinetta Boxer: нетипичные итальянские купе



Переход на сайт еженедельника Авто Фото Продажа Переход на сайт журнала Тест Драйв Переход на сайт еженедельника Авто Тема Переход на сайт еженеделька Недижимость Комфорт Переход на сайт журнала Космо Леди Переход на сайт журнала Аренда