Французский автопром: былая роскошь (Часть 3)

 Voisin C27
 Voisin C27
Voisin C27
 Voisin C28 Aerosport Coupe (1935 год)
Voisin C28 Aerosport Coupe (1935 год)
Hotchkiss-Gregoire Jag (1953 год)
Hotchkiss-Gregoire Jag (1953 год)
Hotchkiss Willys Jeep
Hotchkiss Willys Jeep
Amilcar CGS (1924 год)
Amilcar CGS (1924 год)
Amilcar Pegase (1935 год)
Amilcar Pegase (1935 год)
Bugatti Type 41 (1931 год)
Bugatti Type 41 (1931 год)
Bugatti Royale
Bugatti Royale
Bugatti Type 57 (1935 год)
Bugatti Type 57 (1935 год)
Bugatti Type 57 (1939 год)
Bugatti Type 57 (1939 год)

Шик, блеск, красота ()
Этторе Бугатти по происхождению итальянец, начинал свою деятельность в немецком Эльзасе, но продолжил во французском Эльзасе, ведь после войны согласно Версальскому договору Эльзас отошел Франции. Да и основные шедевры и мировое признание Бугатти получил работая во Франции, поэтому с уверенностью можно говорить о французских корнях марки. Но обо всем по порядку.

После 10 лет практики на фирмах De Dietrich, Mathis и Deutz вдохновленный Bugatti в 1909 году основал собственную фирму. Первые овации Бугатти сорвал в 1924 году с появлением гоночного Bugatti 35. C ним победы посыпались одна за другой. Только в середине двадцатых около полутора тысяч выигранных гонок.
Но самую громкую славу Bugatti принесла модель Type 41, прозванная за свои параметры и роскошь Royale ("Королевская"). На ней устанавливали двигатель рабочим объемом 14,7 л с не менее впечатляющей по тем временам мощностью 200 л. с. Огромные двигатели Type 41 использовались даже на локомотивах.

В 1934 году родилась Bugatti 57 – самая массовая серия (были проданы в количестве около 750 штук) и в то же время последняя удачная модель фирмы. Ее спроектировал Жан Бугатти – сын Этторе Бугатти. Покупатель мог заказать кузов практически любой формы, даже нарисованной им самим. Поэтому в серии 57 нет двух одинаковых машин. Вершиной изящества 57-ой считается ее модификация Atlantic.

На Bugatti любили ездить "сливки" тогдашнего общества, и не всегда это для них хорошо заканчивалось. Например, Айседора Дункан ехала в своем открытом Bugatti, а ее длинный шарф намотался на ось, задушив свою хозяйку. "57-я" оставила печальный след и в семье Бугатти – на таком автомобиле разбился Жан Бугатти.

В 1947 году Этторе Бугатти умер , и его фирма начала быстро разваливаться.
За все время существования фирмы на свет появилось примерно 6 тысяч автомобилей.
Марку пытались воскресить дважды –  в 1989 году, когда начали  изготовлять автомобили "ЕВ-110" (ЕВ – Ettore Bugatti) и в 1998 году, когда за дело взялся Volkswagen, наладив в историческом для Bugatti Эльзасе производство Bugatti Veyron.

Театр одного автомобиля  (Hispano-Suiza)
Компания Hispano-Suiza была основана тандемом швейцарского инженера Марка Биркигта и испанского предпринимателя Эмилио де Куадра. Марка появилась в Барселоне. Hispano-Suiza, то есть "Испано-Швейцарская", явила свои первые автомобили публике в 1906 году.
Среди проектов того периода самой известной была модель 15Т, глаз на которую положил   испанский король Альфонсо ХIII, в честь которого к 15Т вскоре добавилось полуофициальное название Alfonso XIII.

Автомобили исправно покидали ворота завода. Неудивительно, что основатели решили построить филиал поближе к шикующему Парижу. Этот филиал позже и сгенерировал на себя всю славу Hispano-Suiza, поэтому марка широко известна как французская!
До войны, по просьбе правительства Франции, парижское отделение Hispano-Suiza занималась производством авиационных двигателей

Но к 1919 году в окрестностях Парижа была сконструирована и представлена H6. Свою известность фирма обрела исключительно благодаря Hispano-Suiza Н6, которая сорвала немало восторгов, оваций и рукоплесканий. В конструкции двигателя Н6 нашел применение богатый опыт авиационного моторостроения. Его эластичность позволяла автомобилю на третьей передаче разгоняться с 13 до 138 км/час. Как и многие заводы того времени, специализировавшиеся на классических автомобилях, Hispano-Suiza строила двигатели и шасси, а кузова по заказу создавали знаменитые мастерские.

В период своего расцвета (20-ые годы ХХ века) Hispano-Suiza была самым дорогим из существовавших в Европе эксклюзивных автомобилей, давая фору Rolls-Royce, Isotta Frascini и им подобным. Короли, диктаторы, актеры, артисты, художники вся элита без исключения считала верхом своего совершенства иметь в гараже Н6. Целое десятилетие Hispano-Suiza возглавляла неписаные табели о рангах элитных автомобилей. Ради справедливости отметим, что культ Н6 не был строго единоличным, были у нее модификации Н6В и Н6С.

Надо сказать, что и испанская часть
 фирмы не прекращала делать автомобили, чаще концентрируясь на моделях попроще.
В 1931 году дебютировала новая величественная модель Hispano-Suiza 68 или J12 с двигателем V12, рабочим объемом чуть более 9,4 литров. Эти роскошные автомобили стали вершиной европейского автостроения 30-х годов. Как ни великолепна была модель 68, она не смогла по всем статьям превзойти свою предшественницу.
Опять же, все планы спутала экономическая депрессия – французское отделение прекратило сборку автомобилей в 1938 году, переключившись на производство авиационных двигателей. Испанское предприятие кое-как просуществовало до 1944 года.

Вместо послесловия
До середины XX века Франция кишела роскошными автомобилями множества марок: Hispano-Suiza и Bugatti, Delage и Delahaye, Amilcar и Voisin. После Второй мировой всем этим элитарным маркам не нашлось места – все они исчезли.
Делались, правда, попытки основать новые роскошные марки. Одной из них была Facel Vega, выпускавшаяся в 1954-1964 годах. В ее дизайне просматривается явное стремление составить конкуренцию американским производителям. Но, увы, история Facel Vega была скоротечна, что лишний раз свидетельствовало о неготовности рынка принять большие и дорогие автомобили.

Аристократов вытеснили фирмы, сделавшие ставку на малолитражки и семейные седаны, изредка разбавленные спортивными купе. Но это уже другой период, которые мы рассмотрим в последующих материалах.