Mazda 3 (2004-2009): в спортивном духе

Автомобиль отличается динамичным дизайном
Автомобиль отличается динамичным дизайном
Автомобиль отличается динамичным дизайном
Mazda 3 делит платформу с Ford Focus и Volvo S40
Mazda 3 делит платформу с Ford Focus и Volvo S40
Кузовной металл и лакокрасочное покрытие у "троек" довольно тонкие
Кузовной металл и лакокрасочное покрытие у "троек" довольно тонкие
Седан обладает большим багажником, чем седан
Седан обладает большим багажником, чем седан
Циферблаты в отдельных колодцах и оранжевая подсветка прибавляют салону спортивности
Циферблаты в отдельных колодцах и оранжевая подсветка прибавляют салону спортивности
Передние сиденья обладают хорошей боковой поддержкой
Передние сиденья обладают хорошей боковой поддержкой
В хетчбэке на втором ряду места над головой на 25 мм больше, чем в седане
В хетчбэке на втором ряду места над головой на 25 мм больше, чем в седане
Технические характеристики Mazda 3
Технические характеристики Mazda 3

В начале XXI века японская компания решила кардинально изменить имидж, а вместе с ним – и модельный ряд. Автомобили постарались сделать не только ярче и привлекательнее, но и интереснее в управлении. Первенцем нового семейства стал Mazda 6 (его показали в 2002 году), а два года спустя появилась и модель С-класса Mazda 3. Первое поколение "тройки" выпускали до 2009 года, и оно оказалось довольно популярным в нашей стране.

Mazda 3 (на родине он известен как Axela) выпускали на общей платформе с Focus и S40. Сначала появился пятидверный хетчбэк, а за ним представили и седан. Обе версии смотрятся динамично благодаря мускулистым колесным аркам, профилированному капоту и V-образной радиаторной решетке. Обновленные версии (после 2006 года выпуска) внешне практически не отличаются – разве что форма бампера у них другая. Версия Sport отличается аэродинамическим обвесом и 17-дюймовыми дисками. Иногда в наших краях встречаются флагманские горячие модификации MPS с турбомотором – они смотрятся более агрессивно, а основное их внешнее отличие – большой воздухозаборник в бампере. Естественно, подобный спортивный имидж "тройки" нередко привлекал активных водителей и это нужно учитывать, выбирая подержанный автомобиль.

У большинства Mazda 3 в Украине еще не закончилась заводская гарантия на кузов, поэтому трудно судить о его устойчивости к коррозии. Одно можно сказать точно: она быстро проявляется на машинах, побывавших в ДТП. Вместе с тем, на ранних экземплярах можно заметить небольшие очаги коррозии в районе колесных арок. Также отмечен износ задних подкрылков. У седанов и хетчбэков, выпущенных после 2006 года этого не наблюдается. Нужно помнить, что кузовной металл и лакокрасочное покрытие у "троек" довольно тонкие, поэтому нужно быть осторожным. Иногда запотевают задние фонари. Что касается стоимости кузовных деталей, то она не слишком высокая, но и низкой ее не назовешь. Передний бампер стоит 370 у. е., задний бампер – 200-350 у. е., капот – 200-370 у. е. Цена переднего крыла – 60-150 у. е., а фары – 350-380 у. е.

Салон "тройки" выполнен в спортивном стиле. Его атрибутами являются трехспицевое рулевое колесо (оно может быть обшито перфорированной кожей), циферблаты приборов в отдельных желобах, ярко-оранжевая подсветка. Переключатели на центральной панели просты и понятны. В европейских странах некоторые модификации были оснащены навигационной системой с цветным монитором, но в нашей стране вместо экрана разместили дополнительное отделение для мелкой поклажи. Также предусмотрен бокс между сиденьями и 11-литровый перчаточный ящик. В салоне серьезных неполадок не было отмечено – разве что иногда может "капризничать" экран бортового компьютера или выйти из строя лампа индикатора работы подушек безопасности.

Кроме того, иногда могут скрипеть дверные замки, но эта проблема решается просто – путем смазки. Рулевая колонка регулируется по высоте и глубине, а диапазон ее настроек достаточно широк. Передние кресла обладают хорошей боковой поддержкой, но в то же время тесными их не назовешь. На втором ряду комфортнее будет двоим пассажирам, но при надобности поместятся и трое. В хетчбэке несколько просторнее, чем в седане – там примерно на 25 мм больше места над головой в виду меньшего угла наклона задних стоек. Пятидверная версия также обладает более широким проемом багажника, хотя объем у нее меньше – 346 л против 413. Со сложенными задними сиденьями получается 635 и 675 л соответственно.

Базовое оснащение Mazda 3 достаточно богатое – оно включало кондиционер, электростеклоподъемники, CD-проигрыватель, 4 подушки безопасности, антиблокировочную систему тормозов ABS. Самые же дорогие варианты укомплектованы климат-контролем, ксеноновыми фарами, кожаным салоном, системой стабилизации DSC, подогревом передних сидений, датчиком дождя, магнитолой с CD-чейнджером. Большинство "троек" в нашей стране оснащены бензиновыми двигателями объемом 1,6 л (105 л. с.) и 2,0 л (150 л. с.). Они тяговиты и отличаются приемлемым расходом топлива (9-10 л/100 км в городском цикле). Горячий Mazda 3 MPS получил 2,3-литровый 260-сильный турбомотор. В Европе также предлагали дизельные версии – 1,6-литровую 109-сильную и 2,0-литровую 143-сильную, – но к нам они не поставлялись. Изредка можно отыскать заокеанские варианты с 2,3-литровыми 156-сильными "четверками".

Что касается самых популярных бензиновых моторов, то они надежные при надлежащем уходе. Более "живучим" является 1,6-литровый двигатель, ведь он менее чувствителен к качеству топлива. А 2,0-литровый оснащен системой регулировки фаз газораспределения и у него могут выйти из строя заслонки впускного коллектора. К тому же у него нередко отмечают повышенный расход масла. Плановое техобслуживание следует проходить каждые 20 тыс. км. Стоимость воздушного фильтра – 22 у. е., топливного – 20 у. е., а масляного – 10 у. е. Свечи зажигания для 1,6-литрового мотора "живут" около 30-40 тыс. км и стоят по 5 у. е. за штуку, а вот в 2,0-литровой версии установлены более современные иридиевые свечи, служащие по 80 тыс. км. Каждые 60 тыс. км необходимо менять дополнительный фильтр тонкой очистки топлива, который выполнен в одном блоке с топливным насосом. Газораспределительный механизм приводится цепью, которая пусть и стоит дорого (150 у. е. и еще 90 у. е. за натяжной ролик), но зато служит очень долго – не менее 170-200 тыс. км. Примерно в это же время нужно отрегулировать зазоры клапанов, ведь они не оснащены гидрокомпенсаторами. Также нужно следить за подушками двигателя – их выход из строя отмечается повышенной вибрацией.

Для 1,6-литровой модификации на выбор предлагали 5-ступенчатую механическую коробку переключения передач либо 4-ступенчатый "автомат", а MPS и 2,0-литровый вариант после обновления начали комплектовать 6-ступенчатой "механикой". Все они весьма надежные, разве что у 1,6-литровых Mazda 3 с механической трансмиссией может появиться течь рабочего цилиндра в гидроприводе сцепления. Само сцепление в сборе стоит 230-280 у. е. Кроме того, в автомобилях, выпущенных до 2006 года следует проследить за соединением ШРУСа и ступицы, где иногда наблюдается люфт. Затем этот дефект исправили. Подшипники задних ступиц служат 60 тыс. км и стоят недешево – 150 у. е.  Рулевое управление оснащено гидравлическим усилителем в 1,6-литровом варианте и электрогидравлическим – в 2,0-литровом. Оно отличается точностью и информативностью. Наконечники рулевых тяг нужно заменить после 100 тыс. км пробега (20-30 у. е.), а сами тяги – после 150 тыс. (25-60 у. е.).

Передняя подвеска – классический McPherson, а сзади применена многорычажная схема. Она обеспечивает хорошую управляемость, но и весьма упругая, что ощутимо на дорогах плохого качества. Однако при частой и неаккуратной езде по ухабам жизнь многих деталей сокращается. Так, уже после 50 тыс. км пробега могут выйти из строя задние поперечные рычаги подвески (30-70 у. е.) и амортизаторы (60-120 у. е.). Около 60-70 тыс. км работают передние и задние стойки стабилизатора, а стоят они по 20-40 у. е. Ресурс продольных задних рычагов – 100 тыс. км, а цена – 300-400 у. е. Столько же служат и втулки заднего стабилизатора. Передние рычаги придется менять после 120 тыс. км и в зависимости от производителя их цена – от 120 до 270 у. е.

Очередной ремонт передней подвески ожидается на 150 тыс. км пробега – необходимо устанавливать новые втулки стабилизатора (10-14 у. е.), сайлент-блоки (12 у. е.) и шаровые опоры (25-50 у. е.). Дефицита запчастей не наблюдается, тем более что к Mazda 3 подходят многие детали ходовой от родственных Ford Focus и Volvo S40. Тормоза "тройки" (вентилируемые диски спереди и цельные – сзади) обеспечивают уверенное замедление, а со 100 км/ч автомобиль останавливается на отрезке в 37 м. В холодную погоду при торможении может быть слышен писк, даже если колодки еще не изношены. Передние тормозные колодки можно купить за 30-100 у. е., задние – за 20-100 у. е. Передний тормозной диск стоит 50-120 у. е., в зависимости от производителя.

Mazda 3 – интересный автомобиль с задорным характером.  Подержанных машин на рынке весьма много. По данным еженедельника "АвтоФотоПродажа", стоимость обычных версий находится в пределах 10-21 тыс. у. е., а MPS – 23-26 тыс. у. е.