Немецкий автопром: OPEL (Часть 2)

 Первые Opel Admiral
 Первые Opel Admiral
Первые Opel Admiral
Opel Kadett (1935 год) – один из самых продаваемых в довоенный период автомобилей
Opel Kadett (1935 год) – один из самых продаваемых в довоенный период автомобилей
Грузовик Opel Blitz стал основой немецкой армии в время Второй мировой войны
Грузовик Opel Blitz стал основой немецкой армии в время Второй мировой войны
Opel Olympia (1947 год)
Opel Olympia (1947 год)
Opel Kapitan (1953 год)
Opel Kapitan (1953 год)
Opel Admiral (1964 год)
Opel Admiral (1964 год)
Во внешности феноменально успешного Opel Rekord прослеживалось влияние американской моды
Во внешности феноменально успешного Opel Rekord прослеживалось влияние американской моды
Opel Admiral (1964 год)
Opel Admiral (1964 год)
Opel Commodore (1969 год)
Opel Commodore (1969 год)
Opel GT
Opel GT

Рождение легенд
В начале 30-х особой популярностью пользовался P4 (Popular 4). Автомобиль классической компоновки с двухдверным кузовом оснащался 4-х цилиндровым двигателем объемом 1,1 л мощностью 23 л. с. Однако это не мешало ему разгоняться до 85 км/ч. Эта модель предназначалась для небогатых покупателей и не отличалась богатством отделки. Покупали их и домохозяйки чтобы ездить на рынок, и даже студенты.
В 1934 году в модельном ряду появилась простая и экономичная машина с 4-цилиндровым 1,3-литровым двигателем "Olimpia", которая стала первым массовым автомобилем с несущим кузовом (полностью стальной рамой). Преимущест-ва такой конструкции были очевидны: увеличившаяся безопасность, меньший вес, лучший коэффициент аэродинамического сопротивления. Название эта модель получила в честь берлинских Олимпийских игр 1936 года.

Через год был выпущен еще более дешевый автомобиль – Opel Kadett. Внешне автомобиль напоминал уменьшенную копию Olimpia. Kadett предлагался в двух вариантах – седан и кабриолет. Оснащался двигателем объемом 1,3 л, мощностью 23 л. с. и мог разгоняться до 98 км/час. Комплектация первого поколения Kadett была очень простой, даже бампера и стеклоочиститель с пассажирской стороны предлагались за дополнительную плату.
В 1936 году с ежегодным производством в 120 тыс. автомобилей, Opel становится самым значимым автопроизводителем Европы.

1937 год ознаменовался для компании полным отказом от производства велосипедов. Событие для мировой промышленности более чем знаковое, поскольку в то время компания Opel была крупнейшим в мире производителем велосипедов.
К концу 30-х увидели свет две новые шестицилиндровые модели: Opel Admiral (модели класса "люкс" в современном понимании) и Opel Kapitan (седан среднего класса).
Как видим, в 30-ых годах в модельном ряду Opel преобладали "армейские" названия – Kapitan, Kadett, Admiral. Все объясняется просто: в период господства нацистов предприятия были фактически конфискованы у GM и компания стала государственной. Руководство GM даже заявляло, что реально политику их немецкого филиала определяет Гитлер. И это было действительно так. Например, в 1939 году  руководство Германии в ультимативной форме потребовало от Opel поставить на поток армейский грузовик Blitz, ставший в итоге самым массовым грузовиком немецкой армии.

В военный период благодаря большим заказам компания получала огромные прибыли, которые уходили к американским акционерам в лице GM. Но формальные собственники компании не разделяли таких перспектив и официально причислили Opel к списку военных утрат.

По окончанию войны СССР получил у союзников разрешение на вывоз производственной базы Opel. Все вывезенное оборудование составило основу Московского завода малолитражных автомобилей (впоследствии АЗЛК). Не прошло и полгода, как на окраине Москвы появился первый Москвич 400,  идентичный довоенному Opel Kadett (см. "Автотема"  №12 за 2008 год). В 1950 году автомобиль даже начали экспортировать в Финляндию и Бельгию, причем в руководстве по эксплуатации значилось, что  необходимые запчасти к "Москвичам" проще всего приобрести в Германии.

Для послевоенного восстановления разрушенного хозяйства прежде всего были нужны грузовые автомобили. Наполовину восстановленный завод в Рюссельсхайме возобновил выпуск полуторатонных грузовиков Opel Blitz c двигателем от модели Opel Kapitan.
Потом дело дошло и до легковых автомобилей. По логике проще всего было бы возобновить производство Opel Kapitan – ведь сборка двигателя уже была налажена. Но бдительные оккупационные власти не разрешали выпуск легковых автомобилей с двигателями объемом более 1,5 л. Наиболее мощной из удовлетворявших этому требованию машин оказалась Olympia, которая и была запущена в серийное производство по прошествии двух лет после окончания войны.  Нетрудно догадаться, что облик автомобиля полностью повторял довоенные черты.

В 1950 году появилась Olympia Rekord, а через три года модель лишилась слова Olympia в названии, таким образом появился Opel Rekord. Автомобиль был лидером продаж в Западной Германии в течение десяти лет. Дизайн Rekord сильно напоминал американские автомобили.

В 1960-е годы компания представляет возобновленный Opel Kapitan. Благодаря новому двигателю автомобиль развивал максимальную скорость 140 км/ч при мощности в 60 л. с. В 1962 году компания Opel празднует 100-летие своего основания и открывает второй завод в Бохуме, построенный специально для производ-ства модернизированного Opel Kadett с индексом А. Новую модель можно было назвать совместной американо-западногерманской разработкой. Машина оснащалась двигателем Chevrolet – 4-цилиндровым, объемом 1 литр и мощностью 40 или 48 л. с., и разгонялась до 120 и 130 км/час соответственно.

В 1964 появилась модель Opel Rekord Coupe. Но купе продержался пару лет, потом ему на смену пришёл Opel Commodore.

В то время ассортимент комфортабельных моделей с 6-цилиндровыми двигателями включал модель Kapitan, которая с дорогой отделкой салона предлагалась на рынке как модель Admiral, и представительскую Diplomat. И хотя объём производства последней не превысил полсотни экземпляров, машина всё же внесла определённый вклад в историю. Автомобиль считался самым быстрым в ФРГ благодаря 230-сильному двигателю объёмом 5,4 литра от Chevrolet. Максимальная скорость составляла 200 км/час.

Во Франкфурте на автосалоне в 1965-ом был представлен опытный образец спорткара Opel GT с кузовом купе. Это было купе, сконструированное на базе Kadett. Автомобиль поначалу не предназначался для серийного производства – это была проба в классе спортивных автомобилей. Однако фурор, который произвел GT, все же заставил производителя запустить их в серию. К слову, внешность автомобиля очень напоминала Corvette, что тоже сыграло свою роль в определении успеха. Уникальность конструкции и запоминающийся внешний вид обеспечили GT успешные продажи на протяжении 10 лет.

Начиная с 1965 года компания Opel начала выпускать собственные 4-х цилиндровые двигатели, и это было значительным шагом, поскольку до этого производство было либо совместным, либо на автомобили ставили американские двигатели.