Поглощенные временем: автомобильное наследие Бельгии

Кузова от Van den Plas заказывали знаменитейшие марки. Например, этот Bugatti Type 57S Roadster сделан модельерами из Van den Plas
Кузова от Van den Plas заказывали знаменитейшие марки. Например, этот Bugatti Type 57S Roadster сделан модельерами из Van den Plas
Кузова от Van den Plas заказывали знаменитейшие марки. Например, этот Bugatti Type 57S Roadster сделан модельерами из Van den Plas
Minerva серии АК (1929 г. в.)
Minerva серии АК (1929 г. в.)
Сразу несколько моделей Excelsior "обосновались" в королевском гараже Бельгии
Сразу несколько моделей Excelsior "обосновались" в королевском гараже Бельгии
Большинство бельгийских производителей начинали с электромобилей
Большинство бельгийских производителей начинали с электромобилей
Симбиоз бельгийских фирм Springuel и Imperia производил одноименные автомобили Springuel-Imperia
Симбиоз бельгийских фирм Springuel и Imperia производил одноименные автомобили Springuel-Imperia
Послевоенные Imperia были копиями немецких довоенных Adler
Послевоенные Imperia были копиями немецких довоенных Adler
Французские Rochet-Schneider, производимые по лицензии, фактически были первыми серийными автомобилями бельгийских оружейников из FN и Nagant
Французские Rochet-Schneider, производимые по лицензии, фактически были первыми серийными автомобилями бельгийских оружейников из FN и Nagant
FN поставлял и грузовики на фронт, и лимузины для королевского двора
FN поставлял и грузовики на фронт, и лимузины для королевского двора
Fondu 24/30 он же Руссо-Балт 24/30. Абсолютно идентичные автомобили выпускались в одно и тоже время, потому что об авторских правах тогда еще ничего не знали
Fondu 24/30 он же Руссо-Балт 24/30. Абсолютно идентичные автомобили выпускались в одно и тоже время, потому что об авторских правах тогда еще ничего не знали
Кузова от Van den Plas заказывали знаменитейшие марки. Например, этот Bugatti Type 57S Roadster сделан модельерами из Van den Plas
Кузова от Van den Plas заказывали знаменитейшие марки. Например, этот Bugatti Type 57S Roadster сделан модельерами из Van den Plas

Сегодня, когда большинство самобытных фирм ушли в небытие или стали маловыразительной частью монополий, порой даже не верится, что автомобилестроение существовало в совсем маленьких странах, как то  Голландия, Швейцария или Бельгия. А ведь было же время…
 

До Первой мировой войны Бельгия по праву считалась крупной автомобильной державой. Особенно успешными для нее были 20-е годы прошлого века, когда автомобили из Бельгии завоевали завидную репутацию: они не были самыми быстрыми, зато отличались образцовой надежностью и комфортабельностью и, соответственно, ценились на уровне самых лучших мировых образцов.
 

В некогда славной автоистории Бельгии можно обнаружить целое созвездие фирм: Excelsior, Nagant, FN и, конечно, бельгийский Rolls-Royce – Minerva.
Minerva – римское имя древнегреческой богини Афины, великой воительницы. Фабрика с одноименным названием начинала свою деятельность с производства велосипедов, потом мотоциклов, и лишь на рубеже веков попробовала свои силы в автомобилестроении. Серийное производство автомобилей началось после 1904 года. Как правило, это были автомобили с кузовом "фаэтон" с четырех- и двухцилиндровыми двигателями. Уже тогда автомобили  Minerva отличались необычайной красотой.  Мода на фаэтоны была продиктована состоятельными гражданами, для которых и предназначалась Minerva. Богачи не считали достойным водить автомобиль самостоятельно, – в "хороших семействах" полагалось держать личного шофера. Автопромышленникам приходилось учитывать интересы этой части покупательского контингента и поставлять на рынок соответствующие кузова.
 

В 1908 году фирма перешла на золотниковые бесклапанные двигатели, разработанные инженером Чарльзом Найтом. В двигателях, сделанных по такой технологии, впуском рабочей смеси и выпуском отработавших газов вместо клапанов управляли расположенные между поршнем и цилиндром гильзы. Они приводились в движение шатунами от распределительного вала. Когда при возвратно-поступательном движении гильз сделанные в их стенках окна совпадали, происходили такты впуска и выпуска. Почти бесшумные, долговечные, эластичные, но "жадные" к бензину.
 

Так сформировался имидж Minerva: просторная, изысканная, бесшумная карета, иногда выпускающая огромные клубы дыма (специфическая черта двигателя).
Фирма работала исключительно в пределах штучной сборки. Но это не мешало в 1914 году Minerva стать крупнейшим автомобильным предприятием Бельгии. К началу Первой мировой войны Minerva "оседлали" многие коронованные особи.
Даже после войны фирма не потеряла клиентов и продолжила ряд больших 6-цилиндровых машин (как например AC 30 HP). "Лицом" фирмы вскоре стали королевские Minerva с рядной восьмеркой вроде Minerva AL и Minerva АК, которые делались с конца двадцатых вплоть до конца тридцатых годов. В 1929 году фирма представила свою наиболее роскошную модель "AL" ("40CV") с рядным 8-цилиндровым двигателем с „магическим" объемом – 6666 куб. см. Небезосновательно автомобиль прозвали бельгийским Rolls-Royce.
 

Конец 20-х годов – лучшее время для Minerva, когда в программе постоянно присутствовали 4-5 престижных моделей. Minerva были главными конкурентами английского Rolls-Royce, но их дальнейшему успеху помешали экономический кризис и Вторая мировая война.
 

В тридцатых годах европейские дороги заполнили дешевые и качественные автомобили из США. Бельгия не была исключением. Местная продукцию была не в состоянии конкурировать. Фирма не сумела ощутить конъюнктуру рынка. В такой ситуации компания Minerva  отказалась от представительских машин и перешла на небольшие автомобили. Это не помогло спасти ситуацию. Во-первых, потому что на фирме не успели избавиться от шлейфа аристократизма, и даже дешевые малолитражки там производили со всей скрупулезностью – мелкосерийно и почти вручную. Во-вторых, на Minerva по прежнему предпочтение отдавали тем самым бесклапанным двигателям Найта, которые к концу 30-х изжили свое. Результат – в 1939 году компания Minerva прекратила производство собственных машин. Почти обанкротившуюся фирму купила другая бельгийская автомобильная фирма Imperia, специализировавшаяся на малолитражках. Minerva перевели на коммерческую технику, что позволило ей кое-как продержатся до войны.
 

В послевоенный период были попытки найти себя. Но тщетно. Сначала бельгийцы "загляделись" на Land Rover, решив выпустить его модификацию для бельгийской армии. Увы, армия побрезговала родной разработкой и решила закупать вседорожники непосредственно у англичан.
В конце 50-х фирма отошла в тень и была ликвидирована.
Второй известной фирмой была Excelsior. Название  Excelsior весьма популярно в автомобильном  мире. Чикагская компания  Excelsior играла в течение многих лет основную роль в мотоциклетной промышленности США. А еще одна американская компания с таким же названием из одноименного города выпускала машины De Luxe.
 

Как и большинство тогдашних мелких европейских производителей, бельгийский Excelsior начинал с лицензионного производства. Лишь 1907 год ознаменовался для фирмы выпуском собственных автомобилей. Первым из них стал "12/20 CV", предлагавшийся с 1910 года с автоматической смазкой всех фрикционных поверхностей. Это был большой шаг вперед, ведь вместо регулярной ручной смазки, требовалось только каждую неделю добавлять масла в бачок. Для повышения престижа национальной компании, в королевском дворе появилась модель "F" ("30CV"), Roi de Beige – "Бельгийский король". С этого момента Excelsior вошел в ранг самых престижных автомобилей мира.
 

Во время войны завод Excelsior был сильно разрушен, и фирма лишилась большей части производственного оборудования. Лишь через пару лет производство удалось реанимировать, тогда же появился один из самых известных "эксцельсиоров" – модель "С" с 6-цилиндровым двигателем объемом в 5,3 л.  К концу 1926 года на рынке появилась представительская 110-сильная машина "Адекс-С", более известная под звучным именем "Albert I", принадлежавшая королю Бельгии. Автомобиль поражал разнообразием исполнения: короткой и удлиненной базой, различными кузовами в многочисленных спортивных исполнениях, оснащавшихся одним, двумя или тремя карбюраторами.
 

Как уже упоминалось, в начале 30-ых годов бельгийские автопроизводители не смогли противостоять натиску американских машин. Excelsior решила не противиться судьбе, и тихо растворилась в структуре фирмы Imperia. Несколько лет на заводе Imperia под заказ собирались автомобили "Albert I".
Мы рассмотрели две крупнейшие и известнейшие марки Бельгии, но "закончили" обе одинаково – растворившись в подразделениях компании Imperia. 
Надо признать, Imperia – структура весьма специфическая и небезынтересная не столько своими автомобилями, сколько своей деятельностью. Во-первых, на первый взгляд не совсем логическое название марки, как для "карманной" страны. Но формально Бельгия считалась империей за счет единственной колонии – Конго. Нынешняя Демократическая Республика Конго в 1885–1908 годах была одним из существенных источников  накопления капиталов и развития промышленности Бельгии. Во-вторых, фирма то и делала, что бросалась из одной крайности в другую, так сказать искала себя.  А "под занавес" своей деятельности она и вовсе возомнила себя крупной корпорацией и вела себя подобающе – скупала, как правило, дышащие на ладан, национальные автомобильные компании с целью объединить их в некий конгломерат для совместного противостояния иностранным поставщикам.
 

У истоков этой импозантной структуры стоял Адриан Пьедбёф. Автомобили его имени, точнее фамилии, появились в 1907 году. Покупали их в основном родственники и друзья конструктора-автолюбителя. В 1910 году фирму приобрела еще  одна бельгийская компания Springuel, и с этого момента машины продавались под маркой Springuel-Imperia. Самой удачной из них была модель "28/35CV" с элегантным заостренным радиатором. Потом в компании озаботились испанскими автолюбителями, и начали выпуск спортивных автомобилей для Испании под маркой Abadal.
 

Во время Первой мировой войны Imperia прервала свою деятельность, а после войны объем производства стал сокращаться. Вскоре руководство фирмы стало понимать, что время дорогих машин проходит. И в гамме появились дешевые 4-цилиндровые Imperia Till. Потом "маятник" предпочтений качнулся в сторону гоночных автомобилей. Вершиной творения которых стал автомобиль, имевший по одному карбюратору на каждый из шести цилиндров. Гоночные автомобили не пользовались спросом, и в последствии из-за финансовых проблем этот проект был приостановлен. С 1934 года фирма Imperia начала лицензионную сборку немецких автомобилей фирмы Adler, Trumpf.
 

Потом, в надежде что-то изменить, была приобретена "полуживая" Minerva. В результате из ворот фирмы пару лет выезжали Minerva-Imperia, но в них, кроме названия, не было уже ничего величественного.
После войны фирма Imperia выпускала обновленные машины на базе довоенного Adler, но затем прекратила их производство. Еще в течение 10 лет она собирала легковые автомобили разных фирм и окончательно прекратила свое существование в 1958 году.
 

В Бельгии было также большое количество оружейных предприятий занимавшихся выпуском автомобилей. Взять хотя бы FN. Аббревиатура расшифровывается как "Национальная фабрика по производству военных вооружений". Фирма прославилась в основном за счет выпуска легкого стрелкового оружия системы "Маузер" (Mauser). Оружие дело, конечно, прибыльное. Но в то время автомобиль был тоже неплохим бизнесом. После всесторонних испытаний, в марте 1899 года FN представила легкую модель с 2-цилиндровым двигателем мощностью 2,5 л. с. Уже через два года на предприятии изготовили настоящую машину будущего, оснащенную бензиновым мотором, генератором и тяговыми электромоторами. Год спустя производство собственных моделей временно прекратили и переключились на лицензионное производство французских автомобилей "Роше-Шнейдер" (Rochet-Schneider), однако через 3 года фирма вернулась к изготовлению машин собственной конструкции. Одной из самых мощных на то время стала модель "30/40CV", с мотором рабочим объемом 6,9 л (40 л. с.).
 

Прерванное Первой мировой войной производство автомобилей удалось возобновить в 1920 году серией, базировавшейся на довоенных образцах. Самой знаменитой машиной 20-х годов стала легкая FN 1300. За ней последовал "Принц Альберт" (Prince Albert). Как можно судить по названию, не обошлось тут без монаршей подоплеки. И действительно,  в одном из исполнений автомобиль предлагался как лимузин для бельгийского королевского двора.
Производство легковых машин на FN прекратили в 1935 году в надежде использовать производственные площади для сборки американских автомобилей, но этого не произошло, и до конца 50-х на FN выпускали армейские грузовики, автобусы и троллейбусы.
 

Револьверы системы "наган" у нас знают все, а ведь были еще и автомобили "Наган" (Nagant). Леон Наган, один из известнейших оружейников Бельгии, в 1896 году на своем заводе в Льеже построил автомобиль с 2-цилиндровым мотором. Однако прототип не пошел в серийное производство. Nagant, как и их коллеги из FN, сначала осторожничали, и не тратили попусту ресурсы на разработку собственного автомобиля, а сосредоточились на лицензионном производстве, причем ставка, как и у FN, делалась на французские "Роше-Шнейдер" (Rochet-Schneider). Когда оружейники набрались необходимого опыта, решено было сотворить что-нибудь свое. В 1906 году появились первые модели "35/40CV". Дебют оказался настолько удачным, что в том же году Nagant собирались по лицензии во Франции и Германии, где они продавались под названием Нехе.
Война чуть поубавила автомобильный пыл оружейников. В себя фирма пришла только к 1923 году. Ее достоянием был Nagant 1000. Видя бесперспективность массового производства, на фирме решили попробовать себя в автоспорте. Для чего создали модель 2000 Sport. Были единичные победы, но большого успеха не добились. Не желая больше испытывать судьбу, автомобильное подразделение Nagant было продано "вездесущей" Imperia.

Ну и последней бельгийской фирмой, стоящей хоть какого-то внимания, была Fondu.
 

Фирма активно участвовала в местных гонках. Что и принесло ей известность, к сожалению, благодаря частым поломкам. Но, как говорят современники, "все пиар, кроме некролога". Помимо спортивных автопутешествий, Fondu успели заявить о себе в позитивном плане и в сегменте „люкс". Автомобили этой категории отличались неплохим качеством и роскошными деревянными кузовами. У некоторых, например, внутренние дверные ручки были сделаны из слоновой кости. Что интересно, перед водителем помещались 3 прозрачных трубочки, внутри которых постоянно капало масло для смазки узлов машины. В обязанность водителя входило не только слежение за дорогой и постоянное закачивание сжатого воздуха в топливный бак, но и подсчет количества капель масла: 25 в минуту.
 

В 1912 году Шарль Фондю погиб во время мотогонок и автомобильное производство на его фирме стало сворачиваться. Шесть лет просуществовала Fondu, но успела за этот мизерный период пережить и лавры успеха и горечь разочарований.
 

Ну, а вместо послесловия упомянем еще легендарное кузовное ателье Van den Plas, которое прошло тернистый путь от изготовителя карет до ведущего европейского поставщика эксклюзивных кузовов по индивидуальным заказам. Именно к бельгийским мастерам обращались пионеры автомобильной промышленности – De Dion Bouton, Bugatti и даже заокеанский Packard с заказами на кузова для своих шасси. Что же до репутации бельгийских кузовщиков, то о ней говорит хотя бы тот факт, что наиболее популярной в Англии разновидностью открытого автомобильного кузова на четыре-пять персон считался "фаэтон а-ля бельгийский король", – причем писалось это наименование именно по-французски, без каких-либо попыток перевести его на английский язык: "Phaёton Roi des Belges".
 

Недолгим был бельгийский путь Van den Plas, к 1923 году производство было перенесено в лондонский пригород Кингсбери, и фирма полностью ассимилировалась, превратившись в сугубо английский кузовостроительный дом.  Славное имя это живет и по сей день, – его можно встретить на самых дорогих исполнениях автомобилей марки Daimler, – но ничего, кроме повышенного уровня отделки, за ним уже не стоит.
 

Сегодняшние реалии Бельгии таковы: нет собственной автомобильной промышленности, если не брать во внимание некоторые попытки возрождения забытых марок и создания нескольких концептов, зато здесь размещены крупные авто-сборочные заводы ведущих мировых производителей…