Suzuki Jimny: мал, да удал

Jimny считается одним из самых компактных среди вседорожников. Его запоминающуюся внешность нельзя спутать с другими
Jimny считается одним из самых компактных среди вседорожников. Его запоминающуюся внешность нельзя спутать с другими
Jimny считается одним из самых компактных среди вседорожников. Его запоминающуюся внешность нельзя спутать с другими
 Уникальный в своем роде автомобиль Suzuki Jimny настоящий "проходимец"
Уникальный в своем роде автомобиль Suzuki Jimny настоящий "проходимец"
Необычно: ручка открывания капота находится в бардачке
Необычно: ручка открывания капота находится в бардачке
Главный недостаток заднего сиденья – малая ширина
Главный недостаток заднего сиденья – малая ширина
Технические характеристики Suzuki Jimny (1998–2005)
Технические характеристики Suzuki Jimny (1998–2005)

В 1968 году компания , производившая микролитражки, решила выйти за рамки корпоративной политики и выпустила вседорожник, но по подобию малолитражки. Так появился забавный автомобиль Jimny. В Японии Jimny преуспел, но на внешние рынки его не выпустили по причине устаревшего двигателя – 2-тактный 25-сильный агрегат был явным ана-хронизмом по тем временам. И только через два десятилетия в серию пошел модифицированный Jimny для внешних рынков. В некоторых странах автомобиль реализовывали под маркой Samurai.

Благодаря не только своей оригинальности, но и предельной функциональности, автомобиль был с успехом принят на мировом рынке, свидетельство тому – успешные продажи в более чем 100 странах мира.
В 1998 году был презентован кардинально новый Jimny с уклоном на европейского потребителя. Угловатые формы ушли в прошлое, и автомобиль приобрел более плавные очертания. В 2005 году автомобиль претерпел модернизацию, дав старт новому поколению. На вторичном рынке по понятным причинам наиболее популярны экземпляры 1998–2005 года выпуска, о которых мы и поговорим.

Вседорожник предлагается только в трехдверном исполнении с двумя типами кузовов: цельнометаллический и кабриолет (с опускаемым мягким верхом, либо со съемной пластиковой крышей).

Из-за более чем компактных размеров (3625х1600х1670) и высоко поднятого кузова автомобиль, как говорится, немного "козлит", то есть раскачивается в продольной плоскости. Однако с другой стороны маленькая колесная база позволяет проезжать любой холм, не беспокоясь зацепить что-нибудь днищем. Что еще поражает в Suzuki Jimny, так это великолепная обзорность. Вперед, назад, по сторонам – проблем никаких.
На украинский рынок поставлялись Jimny только японского производства, хотя часть автомобилей образца 1998–2005 года собиралась и в Испании. Так что возможны и такие варианты.

Кузов пока не подвластен коррозии, несмотря на отсутствие оцинковки. Тем не менее рекомендуется сразу после покупки сделать антикоррозионную обработку.
Формально машина имеет два задних кресла, предусмотрены для них и ремни безопасности, но места там ничтожно мало. Багажник чисто символический – его объем всего 85 л. И только при сложенных задних креслах (задний диван можно сложить в соотношении 50х50) полезный объем возрастает до 620 л. Тоже маловато, но при крайней необходимости можно и бокс на крышу поставить.
Что категорически противопоказано Jimny, так это простои. В таких случаях уже после пары недель электрика может закапризничать и разрядить аккумулятор, который и так не особо емкий (35 А/ч). А если владелец еще ставит дополнительные энергопотребляющие приборы, то батарея и вовсе обречена. Ситуация усложняется штатной нишей для аккумулятора – она не позволяет поставить аккумулятор большего объема.
На все Jimny стандартно устанавливают две фронтальные подушки безопасности, гидроусилитель руля, центральный замок, электроприводы дверных стекол, кондиционер и ABS.

По поводу силовых агрегатов отметим, что самый маленький мотор в гамме имеет объем 0,7 л. Такие применялись на версиях для японского рынка. Но на сегодняшнем украинском вторичном рынке в подавляющем большинстве Jimny предлагается с рядной "четверкой" рабочим объемом 1,3 л мощностью 80 л. с.
1,3-литровый агрегат достаточно выносливый и выхаживает по 300 тыс. км. Ремень привода ГРМ подлежит замене с натяжным роликом раз в 100 тыс. км. При обрыве ремня клапаны неизбежно встречаются с поршнями, а поскольку мотор оборотистый, последствия бывают разными, вплоть до пробитых блоков. Клапанные зазоры редко нуждаются в регулировке, но каждые 30 тыс. км их необходимо контролировать.

После 2001 года на некоторые автомобили стали устанавливать цепной привод ГРМ. Гидрокомпенсаторов у таких моторов нет. При запуске иногда можно услышать негромкие, но четкие щелчки, которые через несколько секунд пропадают – это форсунки впрыска. Если звуки все же повторяются, следует промыть форсунки.
В 2004 году на европейском рынке появилась дизельная версия – Jimny 1.5 dCi. Двигатель выполнен по технологии CommonRail с электронным впрыском топлива и расходует 6,1 л/100 км. Максимальный крутящий момент в 160 Н·м достигается уже при 2000 об/мин.

Стандартной является 5-ступенчатая механическая коробка передач, однако встречаются и 4-диапазонные "автоматы". Конечно, „автомат" в паре с мало-объемным двигателем делает автомобиль очень медлительным, но ведь Jimny создавался вовсе не для динамичной езды.

Типичных неполадок нет, только особенности. На машинах с автоматической трансмиссией порой подклинивает ручник, если им не пользоваться. В ручной коробке масло подлежит замене раз в 50 тыс. км, в "автоматах" раз в 160 тыс. км. Сцепление ходит не меньше 70 тыс. км.

В нормальных условиях при движении по асфальту на Jimny рекомендовано эксплуатировать только с задним приводом, иначе трансмиссия, лишенная межосевого дифференциала, быстрее изнашивается. Раздаточная коробка управляется рычагом, позволяя водителю выбирать один из трех режимов – 2H (задний привод), 4H (полный привод) и 4L (полный с понижающей передачей).

У Jimny три карданных вала и соответственно шесть крестовин. Первой из строя всегда выходит задняя. Ее стук и вибрация, а также стертые задние шины непременное доказательство частой езды по асфальту на полном приводе. "Родные" крестовины не обслуживаются, так что если пришлось ремонтировать, то поменяйте на те, у которых есть масленки, – так долговечнее.

Дабы избежать неразумных трат, стоит внимательно протестировать полный привод при покупке. Логичнее всего делать это в два этапа. Сначала, подключив передний мост, передние колеса нужно вывернуть до упора и начать медленное движение. Если чувствуется сопротивление и проскальзывание колес, то все нормально – узел исправен. Иногда из-под днища могут доноситься отчетливые звуки, это дает о себе знать износившаяся цепь раздаточной коробки.

Второй этап проверки полного привода подразумевает определение люфтов. Подключив полный привод при неработающем двигателе, попытайтесь провернуть колесо рукой при включенном, а потом при отключенном переднем мосте. В первом случае колесо не должно вращаться, а во втором должно крутиться свободно, причем без участия карданного вала.

В контексте полного привода определенного внимания требует и передний мост – несколько внутренних полостей его поворотных кулаков нужно каждые 20–30 тыс. км смазывать, иначе износившиеся подшипники и сальники будут утруднять подключение переднего моста (кстати, передний мост можно подключать на скорости до 100 км/ч).
Определить эту неисправность можно только во время неудачных попыток активировать режимы полного привода. Иногда индикатором поломки может стать выброс смазки через разбитые сальники. Ремонт узла стоит порядка 500 у. е.

Ходовая Jimny создана по образцу серьезных вседорожников: кузов закреплен на прочной лонжеронной раме, на которой в свою очередь  подвешены зависимые мосты на пружинах и массивных продольных рычагах. Их сайлент-блоки рассчитаны не менее чем на 150 тыс. км, а заменяются только вместе с рычагами. Рычаги повредить нереально, пружины не проседают и за несколько сотен тысяч км пробега. У амортизаторов большой запас прочности, но их замену следует все же проводить в сроки, поскольку от них зависит не только комфорт, но и управляемость, ведь сзади у Jimny нет стабилизатора поперечной устойчивости. Ступичные подшипники выходят из строя редко. Кстати, их можно периодически регулировать.

Вот и получается, что вседорожник с игрушечной внешностью имеет конструкцию серьезного покорителя бездорожья – штурмовать ямы и канавы можно не опасаясь за сохранность подвески.

Рулевое оснащено гидроусилителем. Основные детали рулевого выхаживают по 100 тыс. км. Все агрегаты ремонтопригодны.
Тормозная система предусматривает диски спереди и барабанные механизмы сзади. Ресурс передних колодок составляет 40 тыс. км. Диски можно протачивать, хоть их приходится для этого демонтировать. После длительной стоянки механизмы передних дисковых тормозов иногда подкисают.

Приобретают Jimny в первую очередь для городских пейзажей, хотя полностью его потенциал раскрывается на тяжелом бездорожье. Автомобиль, в силу своей миниатюрности и конструкции настоящего вездехода, способен дать фору многим тяжеловесам бездорожья.

Цены на Jimny 1998–2000 гг. начинаются с 9 тыс. у. е., а автомобили выпуска позже 2001 года редко стоят меньше 12-13 тыс. у. е.