Уолтер Крайслер: жизнь простого американского рабочего

Уолтер Перси Крайслер
Уолтер Перси Крайслер
Уолтер Перси Крайслер
Влюбленность Крайслера в локомотивы и упорство в достижении поставленных задач позволили ему уже в 33 года стать самым молодым руководителем в истории Чикагской железной дороги
Влюбленность Крайслера в локомотивы и упорство в достижении поставленных задач позволили ему уже в 33 года стать самым молодым руководителем в истории Чикагской железной дороги
За три года работы управляющим производством в Buick Крайслер сумел в четыре раза увеличить выпуск автомобилей и сделать компанию основополагающей всей корпорации General Motors
За три года работы управляющим производством в Buick Крайслер сумел в четыре раза увеличить выпуск автомобилей и сделать компанию основополагающей всей корпорации General Motors
Для "оживления" автопроизводителей-должников Крайслер в первую очередь налаживал выпуск недорогого высокопроизводительного автомобиля, который должен был конкурировать
Для "оживления" автопроизводителей-должников Крайслер в первую очередь налаживал выпуск недорогого высокопроизводительного автомобиля, который должен был конкурировать
Империя Крайслера стремительно росла, и уже очень скоро с конвейера корпорации сошел миллионный автомобиль, а капитализация Chrysler Corporation достигла 430 миллионов долларов
Империя Крайслера стремительно росла, и уже очень скоро с конвейера корпорации сошел миллионный автомобиль, а капитализация Chrysler Corporation достигла 430 миллионов долларов
В 1924 году Крайслер представил первый автомобиль уже собственной компании – Chrysler Six, продажи которого за первый год стали для Америки рекордными
В 1924 году Крайслер представил первый автомобиль уже собственной компании – Chrysler Six, продажи которого за первый год стали для Америки рекордными
Одна из самых знаменитых фотографий, на которой Крайслер представляет свой аэродинамический автомобиль будущего Airflow вместе с любовью и вдохновением всей своей жизни – локомотивом
Одна из самых знаменитых фотографий, на которой Крайслер представляет свой аэродинамический автомобиль будущего Airflow вместе с любовью и вдохновением всей своей жизни – локомотивом
Кроме автомобилей Уолтер Крайслер оставил еще один символ памяти о себе – самый высокий на то время знаменитый нью-йоркский 77-этажный небоскреб "Крайслер-билдинг"
Кроме автомобилей Уолтер Крайслер оставил еще один символ памяти о себе – самый высокий на то время знаменитый нью-йоркский 77-этажный небоскреб "Крайслер-билдинг"
Памятный знак в "Крайслер-билдинг" в благодарность Крайслеру "за финансирование этого величественного строения"
Памятный знак в "Крайслер-билдинг" в благодарность Крайслеру "за финансирование этого величественного строения"
Мавзолей, в котором похоронен Уолтер Крайслер, расположен в городке Слипи-Холлоу в штате Вирджиния, около ранчо, в котором знаменитый автомобилестроитель провел последние годы
Мавзолей, в котором похоронен Уолтер Крайслер, расположен в городке Слипи-Холлоу в штате Вирджиния, около ранчо, в котором знаменитый автомобилестроитель провел последние годы

Уолтер Крайслер пришел в автомобильный мир благодаря ряду случайных обстоятельств и совпадений. В автомобили он влюбился, случайно проходя мимо автосалона. Однако в автоиндустрию он не стремился, попав туда по приглашению. Да и производить автомобили под собственным именем он также начал благодаря цепочке обстоятельств. Тем не менее любым делом Крайслер занимался со знанием дела, с любовью и полной ответственностью, внеся значительный вклад в развитие автопроизводства.


В 1875 году в американском штате Канзас в семье потомков немецких переселенцев появился на свет Уолтер Перси Крайслер. Детство мальчика проходило в окружении железных дорог, чему способствовала деятельность его отца, который работал инженером в одной из железнодорожных компаний. К технике он проявлял немалый интерес, а потому любую свободную минуту старался провести в отцовской мастерской. Ремонт и работа над усовершенствованием локомотивов восхищала Уолтера. И уже в 18 лет ему собственноручно удалось построить работающую модель парового локомотива, который ездил также по сооруженной 200-метровой железной дороге. Более того, подобная работа требовала наличия специального инструментария, который, не имея достаточных средств для приобретения, юноша сумел создать самостоятельно.


После окончания школы, Уолтер намеревался связать свою судьбу с железными дорогами. И хотя отец был категорически против, считая, что хоть кто-то в семье должен получить высшее образование, будущий автомобилестроитель все-таки настоял на своем. И свою карьеру начал строить с самых низов, в прямом смысле этого слова, устроившись уборщиком в локомотивное депо. Влюбленность юноши к технике и механике не остается незамеченной, и вскоре Уолтера берет к себе в подмастерья главный инженер депо, помогая познавать все премудрости работы с двигателями.
 

Через пять лет напряженной, но и плодотворной работы, Крайслер наконец-то получает сертификат квалифицированного механика, и опытный молодой человек отправляется покорять страну. Он без преувеличения прошел все возможные карьерные ступени и должности в различных железнодорожных компаниях, получая дополнительные всесторонние знания, – машинист, бригадир, начальник депо, главный инженер, управляющий подразделением компании… Что и говорить, подобный взлет не мог произойти исключительно благодаря глубоким познаниям в своей профессии – Уолтер был еще и талантливым менеджером.
И уже в возрасте 33 лет он стал самым молодым руководителем в истории Чикагской железной дороги, под управлением которого находились десять тысяч рабочих. А кульминацией его железнодорожной карьеры и последним пунктом блужданий по Америке стала должность управляющего одного из подразделений Американской локомотивной компании ALCO в Питтсбурге. Убыточное предприятие Уолтер всего за несколько лет сумел превратить в одно из самых процветающих подразделений компании.
 

Но как же автомобили? Согласно легенде, переломной точкой охлаждения к железнодорожному транспорту и зарождения любви к автомобильному стал один из автосалонов 1908 года. Будучи по своим делам в Чикаго, он как раз проходил мимо выставки и, имея в запасе немного свободного времени, решил ее посетить. Там его взору предстал блестящий белый Locomobile с салоном, выполненном в красном цвете. Самоходное чудо техники заворожило Крайслера, однако сумма на ценнике отталкивала – она была больше его годового заработка в то время. Тем не менее он дал себе зарок, что обязательно станет обладателем этого автомобиля. И действительно, заняв вскоре пост управляющего железнодорожной компанией и, соответственно, получив прибавку к жалованью, уже в ближайшее время Уолтер, как мальчишка, с упоением изучал свою новую игрушку, не предполагая, что вскоре его жизнь изменится кардинальным образом…
 

К 1910 году созданная Уильямом Дюрантом корпорация General Motors оказывается на грани банкротства. Акционерам надоели рискованные игры ее основателя по скупке автопроизводителей и махинации с авторскими свидетельствами, приведшие к такому плачевному состоянию, и они увольняют Дюранта. На освободившееся же место Совет директоров назначает банкира и по совместительству директора компании ALCO Джеймса Сторроу. Естественно, последний был прекрасно осведомлен об успехах Крайслера, который недавно из убыточного предприятия сумел создать процветающее подразделение ALCO. А потому Сторроу обратился к Уолтеру с просьбой оценить опытным взглядом кризисного менеджера состояние дел убыточного автомобильного предприятия. Уже давно проникшийся любовью к автомобилям, Крайслер, конечно же, с радостью согласился.
 

Из автомобильных компаний, входивших в корпорацию General Motors, Сторроу выбрал для Крайслера фирму Buick. Ее президентом в то время был Чарльз Нэш, которому позарез нужно было найти умного менеджера, который взял бы на себя все управление производством. Единственным неприятным моментом в данной ситуации было то, что Уолтеру надо было покинуть высокий пост в ALCO и пойти на понижение с двукратным уменьшением зарплаты. Однако, памятуя о своих успехах в железнодорожном бизнесе, он с легкостью согласился на данный шаг. Так в 1912 году Крайслер-железнодорожник стал Крайслером-автомобилестроителем.
 

Новоназначенный управляющий производством в Buick с головой погрузился в работу. Он быстро нашел пути, как уменьшить стоимость изготовления автомобилей. К примеру, ему было не понятно, зачем покрывать рамы машин лаком, если их все равно никто не видит. Да и в целом весь процесс изготовления автомобилей ничем не отличался от тщательной ручной, и, соответственно, медленной сборки кузовов для дорогих карет. Поэтому Уолтер быстро прекратил практику ничем не обоснованной траты времени и материалов, а также вслед за Генри Фордом начал использовать специалистов узкого профиля и внедрил конвейерное производство.
 

Результаты превзошли все ожидания: объемы производства автомобилей возросли с 45 до 200 экземпляров в день, а за первых три года его работы доходы General Motors увеличились с 7 млн до 28 млн долларов США исключительно благодаря вкладу подразделения Buick. Что ж, отличные причины идти к начальству за новой должностью, ведь 6 тыс. долларов в год управляющего производством Уолтера уже не устраивали. Однако то, что вскоре произошло, он даже себе не мог и представить…
 

В 1916 году изгнанный в свое время из General Motors Дюрант берет реванш – ему удается скупить контрольный пакет акций компании и в буквальном смысле, ворвавшись на Совет директоров, упасть в кресло президента с надменной усмешкой. Один за другим, уже бывшие собственники General Motors подыскивают себе новое занятие. В отставку уходит и глава Buick Чарльз Нэш, который основывает собственную компанию Nash Motor и предлагает присоединиться к нему и Уолтера Крайслера. Чувствуя, что "новая метла" не пощадит и его, как и положено в таких случаях, Уолтер подписывает соответствующее заявление об уходе и от-правляет Дюранту…
 

Однако происходит непредвиденное: получив заявление, Дюрант на всех парах мчится в офис на встречу к Крайслеру с целью удержать того у руля компании Buick, сделав предложение, от которого невозможно было бы отказаться. Действительно, услышав то, что сказал новый президент General Motors, Уолтер подумал, что у него начались проблемы со слухом: 10 тысяч(!) долларов – в наше время соответствуют 170 тысячам долларов – в месяц в течение ближайших трех лет плюс 500 тысяч в конце каждого года в качестве бонуса. Кроме того, Крайслер отчитывается напрямую Дюранту и берет Buick под свое полное управление без какого-либо постороннего вмешательства. Присевший на стул от шока Уолтер попросил повторить предложение, и, еще раз удостоверившись в цифрах, немедленно дал свое согласие.
 

Со своей стороны, Крайслер никоим образом не разочаровывал Дюранта – в финансовом плане Buick продолжал оставаться основополагающей компанией всей корпорации General Motors. Однако по прошествии оговоренных трех лет продлевать контракт Уолтер не стал. Потому что со стороны Дюранта все больше ощущалась навязчивая опека, что самодостаточного и компетентного Крайслера немало раздражало. Кроме того, президент General Motors так ничему и не научился, продолжая покупать сомнительные в своей ценности предприятия и идти на неоправданные риски, за что в свое время уже изгонялся из корпорации. И прямолинейный Крайслер, видя в связи с этим постоянную угрозу всему делу, да и уставая "разгребать" все проблемы, созданные начальником, неустанно делал тому замечания.
 

В конце концов, чтобы не портить друг другу нервы, Крайслер ушел, но не просто так. Начав свою деятельность в автомобильном бизнесе в 1912 году на должности менеджера с годовым окладом в 6 тыс. долларов, в 1919 году, получив от Дюранта 10 млн долларов в акциях корпорации, он стал одним из самых богатых людей Америки, а также профессионалом высшей категории в своем деле. В это же время он подумывает уйти на пенсию, чтобы с таким состоянием спокойно наслаждаться жизнью. Однако, как говорится, "покой ему только снился", и уже в самое ближайшее время к нему снова обращаются за помощью.
Однажды представитель крупного банковского синдиката обратился к Крайслеру с просьбой "вытянуть" из пропасти компании Willys-Overland и Maxwell Motors, поскольку их банкротство очень больно ударит по всей банковской системе страны. Зарплату же предложил еще более поражающую, чем в свое время Дюрант, – 1 млн долларов в год. Впрочем, для специалиста по спасению смертельно больных "пациентов" вполне обоснованную. Банкиры знали, к кому обратились: уже через год 50-миллионный должник Willys-Overland стал приносить прибыль. Важным шагом, проведенным кризисным менеджером, стала разработка высоко-производительного автомобиля стоимостью около 1.5 тысяч долларов, который должен был составить достойную конкуренцию автомобилям класса люкс, продававшихся по 5 тысяч.
 

Отлично справившись с задачей, и, передав управление Willys-Overland обратно ее собственнику, Крайслер также быстро "излечил" и Maxwell Motors с 25-миллионным долгом. Растроганный такими успехами Джонатан Максвелл предложил Уолтеру стать собственником его компании. Крайслер, мечтавший производить автомобили самостоятельно с того самого дня, когда наконец-то приобрел вожделенный Locomobile, с радостью согласился. Реорганизовав Maxwell Motors в Corporation, он с энтузиазмом принялся воплощать в реальность мечту своей молодости. А знакомство с троицей замечательных автоконструкторов позволило значительно ускорить процесс создания первого автомобиля Уолтера Крайслера.
 

В 1924 году на Нью-Йоркском автосалоне был представлен Chrysler Six, в котором Уолтер воплотил уже испробованное при восстановлении Willys-Overland свое видение высокопроизводительного и относительно недорогого автомобиля. Тем более, Крайслеру, отлично разбиравшемуся в двигателях еще с "железнодорожных" времен, не составило особых проблем участвовать в разработке высококомпрессионного шестицилиндрового силового агрегата для новой модели. Также особенностью Chrysler Six стала установка на всех колесах гидравлических тормозов. Успех "первенца" был впечатляющим: уже в первый год продажи перевалили за 30 тысяч экземпляров, что стало для Америки рекордом продаж только что выпущенного автомобиля. За этот же период времени дилерская сеть компании состояла из четырех тысяч представителей, а доходы достигали почти 20 млн долларов.
 

Империя Крайслера стремительно росла. Кроме марки имени себя, Уолтер начал выпускать автомобили под названиями Plymouth и DeSoto, а несколькими годами позже приобрел также и компанию Dodge. Уже очень скоро с конвейера корпорации сошел миллионный автомобиль, а капитализация Chrysler Corporation достигла 430 млн долларов, сделав ее одним из крупнейших автопроизводителей в стране. За подобные успехи в ведении бизнеса авторитетный американский журнал Time в 1928 году присудил Крайслеру титул "Человек года", после чего растроганный Уолтер отдает указание начать финансирование строительства знаменитого нью-йоркского 77-этажного небо-скреба "Крайслер-билдинг" – на тот момент самого высокого здания в мире.
Несмотря на свою прямолинейность, а иногда даже и грубоватость, Уолтер Крайслер оставался человеком душевным и внимательным к своим сотрудникам. Для него не являлось чем-то унизительным прийти в цех, подойти к какому-нибудь рабочему и поинтересоваться его делами. Крайслер обладал удивительной интуицией, благодаря которой, делая шаг назад, он умудрялся затем делать три шага вперед. Когда Дюрант не разделил его точки зрения, он просто ушел с прибыльного места, чтобы вскоре стать еще богаче и известнее.
Подобные качества успешно отражались и на производстве. Он чувствовал, что надо сделать для рационализации производства, как сократить лишние траты, а также постоянно работал над улучшением продукции, чтобы хоть немного, но быть впереди конкурентов. Автомобили Chrysler ценили за техническое совершенство и отсутствие не-обоснованных излишеств, что, в частности, в значительной степени помогло без особых проблем пережить Великую американскую депрессию. Однако, несмотря на свою практичность, Крайслер старался заглянуть и в будущее, о чем говорит его "благословение" на постройку аэродинамической трубы и производство модели Airflow, которая, не принеся финансового успеха, тем не менее стала предвестницей будущей революции в автомобилестроении…
 

В 1935 году Уолтер Крайслер уже окончательно решает уйти на пенсию, передав динамично развивающуюся корпорацию в руки своего соратника, с которым разрабатывал первый автомобиль. Он поселился на ранчо около городка Слипи-Холоу в штате Вирджиния, где занялся лошадьми и небольшим ресторанным бизнесом для души. А самое главное – засел за автобио-графическую книгу, которую назвал просто – "Жизнь американского рабочего". И действительно, этот человек занимался в жизни тем, о чем мечтал, и добился всего того, чего хотел, причем сделал это абсолютно самостоятельно – как говорят в Америке: self-made, то есть, "человек, который создал себя сам". В возрасте 65 лет, став еще при жизни легендой автомобильного мира, Уолтер Крайслер отправился в мир иной…